Важнейшим качеством эффективности публичного выступле-
ния является ее логичность и доказательность. Настоящий ора-
тор не может рассчитывать только на здравый смысл и импрови-
зацию. Необходимо овладеть логическими законами доказатель-
ности, аргументированности. Эти законы прежде всего расп-
ространяются на словесное определение понятий, логические
выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения
полемики.
Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее воспри-
ятие слушателей, тем более создается уверенность в надежнос-
ти и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто
логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому пер-
вейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному
выступлению - продумать до мельчайших подробностей логику
своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.
Логическая схема доказательства чаще всего слагается из
3 элементов:
1. Тезис - это исходное положение, истинность стремится
доказать оратор. И наоборот, если истинность тезиса сомни-
тельна для оратора, то вряд ли тезис будет убедителен для
других. Формулируя тезис, следует помнить, что он должен
быть ясным и четким, не содержать в себе противоречия. Расп-
лывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичны-
ми ошибками в речи недостаточно опытного оратора.
2. Аргумент - это логический довод, истинность которого
проверена и доказана практикой. Аргумент является необходи-
мой частью всякого доказательства. Наиболее сильным аргумен-
том в процессе доказательства являются факты, истинность ко-
торых не подвергается сомнению.
3. Доказательсто по способу рассуждения может быть пря-
мым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства
аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса.
При косвенном способе доказательность истины обосновывается
путем доказательства ложности противоречащего положения.
Логическая аргументация по тому или иному вопросу в
процессе публичного выступления может быть развернута в 3
вариантах: индуктивно (от частных факторов к общим заключе-
ниям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям)
и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.
При индуктивном характере доказательстве оратор опира-
ется на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отоб-
ранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктив-
ном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступ-
лению продумать и отобрать:
- наиболее существенные факты, отдельные, чаще всего
заранее отобранные примеры;
- такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и
обобщение давали убедительный вывод, заключение;
- факты и примеры должны быть близки и понятны аудито-
рии, уровню образования и подготовки слушателей.
Индуктивных выводов в процессе публичного выступления
может быть множество. Это может быть статистически выверен-
ный или социологами установленный факт, интересная статья в
газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п., важ-
но, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу
мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выво-
дам.
При дедуктивном характере доказательства развертывание
аргументации идет от общего к частным выводам.
Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное тео-
ритическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны,
либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у
слушателей. А для этого необходимо, чтобы:
- слушатели были предварительно знакомы с исходным тео-
ретическим знанием, на основе которого строится дедуктивное
Статьи по теме:
Театр начала XVIII века
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста ...
Биография художника
. Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в памят ...
Пять мифов Петербурга
Во все времена Петербург строился с оглядкой - на "золотой век", на определенную идею, концепцию. Он всегда пытался воплотить некий идеал, лежавший чаще в прошлом чем в будущем. Представление о Петербурге, его по выражению Анциф ...