Логика речи

Материалы о культуре » Ораторское искусство » Логика речи

Страница 2

доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо

сомнений;

- переход рассуждений от общего положения к частному

должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убеди-

тельными и яркими, запоминающимися.

При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве

следует учитывать все выше сформулированные рекомендации од-

новременно.

Очень часто ораторы допускают логические ошибки при оп-

ределении понятий.

Типичной ошибкой является перечисление 2-3 признаков

понятия, на основе которых и дается его определение. Сущест-

вует несколько способов определения понятий. Наиболее расп-

ространенным является определение, указывающее на принадлеж-

ность к общему (роду) или на выделение специфических (видо-

вых) различий, которые отличают данную вещь от всех других

вещей. Например, оратор в процессе обсуждения проблемы твор-

чества дает такое его определение: "Творчество - это такой

вид человеческой деятельности, результатом которых является

сознание новых, оригинальных духовных и материальных ценнос-

тей". Родовым понятием в данном случае будет "человеческая

деятельность", а ее видовые отличия - "создание новых, ори-

гинальных духовных и материальных ценностей".

В процессе логически правильных, доказательных рассуж-

дений, с неизбежностью достигается определенность, ясность,

непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.

Для того чтобы речь оратора была правильна и доказа-

тельна, ему необходимо знать и систематически опираться на

основные логические законы.

Закон достаточного основания Суть этого закона заключа-

ется в том, что всякая правильная

мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами,

утверждениями), истинность которых проверена практикой.

Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться

правила: практика - наивысший критерий истины!

Закон тождества Суть закона тождества заключается в

том, что каждая мысль в

процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же

определенное содержание, сколько бы раз она не повторя-

лась.Закон тождества следует особенно учитывать в условиях

спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко опре-

деленных понятий. Например, ведется обсуждение использования

понятия "творческая личность". При этом в дискуссию всякий

раз привносятся разные содержательные характеристики твор-

ческой личности. Один оратор акцентирует внимание на интуи-

ции, другой - на креативном мышлении, третий - на творческих

способностях . Ясно, что в процессе дискуссии, при исполь-

зовании понятия "творческая личность" следует оговорить, ка-

кое смысловое содержание привносится в данном случае. После

этого необходимо, чтобы объем содержания понятия "творческая

личность" не меняется.

Закон исключения третьего Этот закон формируется так: 2

противоречащие мысли об одном

и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и

том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными,

ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего

не дано.

Суть этого закона будет понятна, если сказать, что

нельзя быть одновременно согласным с 2 противоположными ут-

верждениями.

В процессе логического обоснования, доказательного суж-

дения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важ-

но,чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедитель-

ны, раскрывали явления системно и всесторонне. Например, в

публичной речи оратор использовал результаты последнего со-

циологического опроса общественного мнения о популярности

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Поняття модернізму
Модернізм - (від французського "moderne" - новітній, сучасний). Художньо-естетична система, що склалася, починаючи від 20-х років ХХ сторіччя, як характерне відображення кризи буржуазного суспільства, протиріч буржуазної масово ...

Жорж Матье
Жорж Матье - французский художник, один из лидеров ташизма. Родился в Булонь-сюр-Мер на северном побережье страны 27 января 1921. В 1933 семья переехала в Версаль. Штудировал философию и право в Лилльском университете, но учебу прервала в ...

Древнеримская риторика
В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римска ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru