доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо
сомнений;
- переход рассуждений от общего положения к частному
должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убеди-
тельными и яркими, запоминающимися.
При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве
следует учитывать все выше сформулированные рекомендации од-
новременно.
Очень часто ораторы допускают логические ошибки при оп-
ределении понятий.
Типичной ошибкой является перечисление 2-3 признаков
понятия, на основе которых и дается его определение. Сущест-
вует несколько способов определения понятий. Наиболее расп-
ространенным является определение, указывающее на принадлеж-
ность к общему (роду) или на выделение специфических (видо-
вых) различий, которые отличают данную вещь от всех других
вещей. Например, оратор в процессе обсуждения проблемы твор-
чества дает такое его определение: "Творчество - это такой
вид человеческой деятельности, результатом которых является
сознание новых, оригинальных духовных и материальных ценнос-
тей". Родовым понятием в данном случае будет "человеческая
деятельность", а ее видовые отличия - "создание новых, ори-
гинальных духовных и материальных ценностей".
В процессе логически правильных, доказательных рассуж-
дений, с неизбежностью достигается определенность, ясность,
непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.
Для того чтобы речь оратора была правильна и доказа-
тельна, ему необходимо знать и систематически опираться на
основные логические законы.
Закон достаточного основания Суть этого закона заключа-
ется в том, что всякая правильная
мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами,
утверждениями), истинность которых проверена практикой.
Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться
правила: практика - наивысший критерий истины!
Закон тождества Суть закона тождества заключается в
том, что каждая мысль в
процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же
определенное содержание, сколько бы раз она не повторя-
лась.Закон тождества следует особенно учитывать в условиях
спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко опре-
деленных понятий. Например, ведется обсуждение использования
понятия "творческая личность". При этом в дискуссию всякий
раз привносятся разные содержательные характеристики твор-
ческой личности. Один оратор акцентирует внимание на интуи-
ции, другой - на креативном мышлении, третий - на творческих
способностях . Ясно, что в процессе дискуссии, при исполь-
зовании понятия "творческая личность" следует оговорить, ка-
кое смысловое содержание привносится в данном случае. После
этого необходимо, чтобы объем содержания понятия "творческая
личность" не меняется.
Закон исключения третьего Этот закон формируется так: 2
противоречащие мысли об одном
и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и
том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными,
ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего
не дано.
Суть этого закона будет понятна, если сказать, что
нельзя быть одновременно согласным с 2 противоположными ут-
верждениями.
В процессе логического обоснования, доказательного суж-
дения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важ-
но,чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедитель-
ны, раскрывали явления системно и всесторонне. Например, в
публичной речи оратор использовал результаты последнего со-
циологического опроса общественного мнения о популярности
Статьи по теме:
Культура повседневности в эпоху "оттепели"
Брусиловская Лилия Борисовна - культуролог, научный сотрудник Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
Конец любой культурной парадигмы - это всегда конец Большого Стиля. На оттал ...
Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история
Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города.
16 мая 1703 года на Заячьем ос ...
Миф и религия в античной культуре
Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф.
Миф (от греч. muthos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и о ...