Даниил Кашин: взгляд из XXI века

Материалы о культуре » Даниил Кашин: взгляд из XXI века

Страница 1

Мы продолжаем рассказ о жизненном и творческом пути Д. Кашина, нашего выдающегося земляка из Гребнева первого отечественного пианиста, талантливого композитора и собирателя русских песен (первая публикация была в выпуске от 22 июля)

Шло время. За сравнительно короткий срок гребневский музыкант добивается больших успехов на музыкальном поприще. С нарастающим успехом проходят его публичные выступления.

Ярчайшей страницей в истории нашего государства и русской культуры стали торжества по случаю коронации императора Павла I в 1797 году. Крепостной музыкант Кашин «имел щастие поднести большой вокальный и инструментальный концерт», «посвященный его императорскому величеству, с оркестром, составленным из лучших российских музыкантов, числом более двухсот человек». Программа концерта, как сказано в объявлении, включала два его произведения: хор и фортепианный концерт в авторском исполнении. В газетах в те дни рассказывали о «триумфе», «о беспрерывных овациях», сопутствовавших его выходам на сцену. Император высоко ценил искусство, любил музыку, в детстве учился играть на клавикордах. Пользуясь большой популярностью в народе, Павел открыто пренебрегал сословными различиями. Никогда еще русским крепостным оркестрам и хорам не представлялось возможным показывать свое искусство в таких широких масштабах! Концерт в Москве прошел с грандиозным успехом, а в следующем, 1799, году дважды был повторен при горячей поддержке московской публики. Литератор М.Н. Макаров, побывавший на втором из этих концертов, отметил: «Оркестр был огромен и украшал себя беспрестанными хорами певчих и необыкновенною мелодиею славной роговой музыки. Все русское, и все шло чрезвычайно хорошо!»

На протяжении всей своей жизни талантливый музыкант ощущал высочайшее покровительство и действенную помощь императорского дома. После смерти супруга, вдовствующая императрица берет под свою опеку все начинания молодого музыканта. Марии Федоровне Кашин посвящает песню «Ах, не будите меня, молоду» - жемчужину вокальной лирики композитора.

Без Даниила Кашина не обходилось ни одно более или менее значительное событие в музыкальной Москве. Зная о необычайной преданности Кашина искусству, помещик Бибиков решается дать ему вольную. «Кроме всех неотъемлемых художественных дарований и таланта, присущих молодому музыканту, у него есть редкие, - считал Г.И. Бибиков, - в наши времена качества - воля и твердость принципов».

Благодаря заступничеству друзей композитора - С. Глинки, С. Сандунова и Ф. Карина, которые «напали на сердце его господина, направив ему трогательное и умоляющее послание», в 1799 году наступает долгожданное освобождение. «Кашин поспешил к своему господину. Часа через два он прибежал к нам, запыхавшись и в восторге душевном, и, бросаясь обнимать нас, повторял: «Я свободен, я свободен! И шампанское закипело в бокалах. И с каким выражением играл Кашин на фортепьянах русские песни! То был первый день его свободы».

С 1806 года Кашин начинает интенсивно собирать и обрабатывать народные песни. Часть из них ему удается издать в сборниках под названием «Журнал отечественной музыки». Продолжая традиции Ломоносова, Тредиаковского, Львова, Кашин находился в русле борьбы за отечественную культуру против бездумного подражания западным образцам. Судя по сохранившимся свидетельствам - воспоминаниям, старым газетным вырезкам, концертная жизнь России сосредотачивалась преимущественно в руках иностранных солистов, приезжавших на гастроли в крупные города. Часто можно было услышать примелькавшиеся публике бессодержательные пьесы, отсутствие у заезжих артистов индивидуальности, унылый педантизм или легковесность исполнения.

Совершенство, безукоризненная законченность того, что делалось Д. Кашиным за клавиатурой рояля, выделяли его среди известных пианистов того времени - Д. Фильда, Л. Гурилева, Дица. Разве что единицы могли сравниться с ним в ажурной чеканке пассажной орнаментики, легкости и элегантности исполнения, красивой закругленности фразировки. Его называли «поэтом фортепиано».

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Экономический материализм или культурный фактор
Анализ текстового материала массовой информации и рекламных слоганов отмечает состояние политической динамики. Это давно известно всем тем информационным работникам, которые занимаются анализом текстов массовой информации и рекламы. Итоги ...

Лукиан
Последним классиком литературы Эллады был Лукиан. Писатель многогранный, опробовавший, наверное, все краски сатирической палитры. Два этапа в творчестве Лукиана – это риторический и философский. В первый период он мастер риторики, которую ...

Различия, противоречия и конфликты в массовой коммуникации
Что касается массовой коммуникации, т.е. массовой информации, информатики и рекламы, то здесь положение следующее. Из средств информатики переход к конкретным действиям возможен только через автоматизированные системы управления (АСУ). В ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru