Мы продолжаем рассказ о жизненном и творческом пути Д. Кашина, нашего выдающегося земляка из Гребнева первого отечественного пианиста, талантливого композитора и собирателя русских песен (первая публикация была в выпуске от 22 июля)
Шло время. За сравнительно короткий срок гребневский музыкант добивается больших успехов на музыкальном поприще. С нарастающим успехом проходят его публичные выступления.
Ярчайшей страницей в истории нашего государства и русской культуры стали торжества по случаю коронации императора Павла I в 1797 году. Крепостной музыкант Кашин «имел щастие поднести большой вокальный и инструментальный концерт», «посвященный его императорскому величеству, с оркестром, составленным из лучших российских музыкантов, числом более двухсот человек». Программа концерта, как сказано в объявлении, включала два его произведения: хор и фортепианный концерт в авторском исполнении. В газетах в те дни рассказывали о «триумфе», «о беспрерывных овациях», сопутствовавших его выходам на сцену. Император высоко ценил искусство, любил музыку, в детстве учился играть на клавикордах. Пользуясь большой популярностью в народе, Павел открыто пренебрегал сословными различиями. Никогда еще русским крепостным оркестрам и хорам не представлялось возможным показывать свое искусство в таких широких масштабах! Концерт в Москве прошел с грандиозным успехом, а в следующем, 1799, году дважды был повторен при горячей поддержке московской публики. Литератор М.Н. Макаров, побывавший на втором из этих концертов, отметил: «Оркестр был огромен и украшал себя беспрестанными хорами певчих и необыкновенною мелодиею славной роговой музыки. Все русское, и все шло чрезвычайно хорошо!»
На протяжении всей своей жизни талантливый музыкант ощущал высочайшее покровительство и действенную помощь императорского дома. После смерти супруга, вдовствующая императрица берет под свою опеку все начинания молодого музыканта. Марии Федоровне Кашин посвящает песню «Ах, не будите меня, молоду» - жемчужину вокальной лирики композитора.
Без Даниила Кашина не обходилось ни одно более или менее значительное событие в музыкальной Москве. Зная о необычайной преданности Кашина искусству, помещик Бибиков решается дать ему вольную. «Кроме всех неотъемлемых художественных дарований и таланта, присущих молодому музыканту, у него есть редкие, - считал Г.И. Бибиков, - в наши времена качества - воля и твердость принципов».
Благодаря заступничеству друзей композитора - С. Глинки, С. Сандунова и Ф. Карина, которые «напали на сердце его господина, направив ему трогательное и умоляющее послание», в 1799 году наступает долгожданное освобождение. «Кашин поспешил к своему господину. Часа через два он прибежал к нам, запыхавшись и в восторге душевном, и, бросаясь обнимать нас, повторял: «Я свободен, я свободен! И шампанское закипело в бокалах. И с каким выражением играл Кашин на фортепьянах русские песни! То был первый день его свободы».
С 1806 года Кашин начинает интенсивно собирать и обрабатывать народные песни. Часть из них ему удается издать в сборниках под названием «Журнал отечественной музыки». Продолжая традиции Ломоносова, Тредиаковского, Львова, Кашин находился в русле борьбы за отечественную культуру против бездумного подражания западным образцам. Судя по сохранившимся свидетельствам - воспоминаниям, старым газетным вырезкам, концертная жизнь России сосредотачивалась преимущественно в руках иностранных солистов, приезжавших на гастроли в крупные города. Часто можно было услышать примелькавшиеся публике бессодержательные пьесы, отсутствие у заезжих артистов индивидуальности, унылый педантизм или легковесность исполнения.
Совершенство, безукоризненная законченность того, что делалось Д. Кашиным за клавиатурой рояля, выделяли его среди известных пианистов того времени - Д. Фильда, Л. Гурилева, Дица. Разве что единицы могли сравниться с ним в ажурной чеканке пассажной орнаментики, легкости и элегантности исполнения, красивой закругленности фразировки. Его называли «поэтом фортепиано».
Статьи по теме:
Память о просветителях как фактор культурного единения славян и
международного общения
Почитание святых Кирилла и Мефодия в славянском мире практически современно их миссии среди славян. Прежде всего, оно сложилось в окружении их непосредственных учеников и последователей. Так, жизнеописание Философа создано до 880 г., а жи ...
Зачем нужна эстетика
Тема нашего разговора – эстетическое воспитание. Какова природа эстетического, его функции, смысл, предназначение? Может быть, для воспитания достаточно морали? Возможно ли нравственное чувство без эстетики?
Как известно, эстетика – эта ...
Иконография апостола Петра
Иконография апостола Петра имеет три варианта. Архетипом первого является икона благовещенского иконостаса. Образцом дл второго типа послужил образ Петра из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Все остальные известные чиновые и ...