Жостовский поднос

Материалы о культуре » Подмосковье сувенирное » Жостовский поднос

Самый яркий образец народного творчества. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Эта история - любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой мало общего. Русский купец П.И.Коробов устроил в конце ХVШ века в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Наряду с табакерками, портсигарами, шкатулками, здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, при столкновении на выставке в 1836 г. с сибирскими железными подносами, уступили им пальму первенства. Побежденные производители не упали духом, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов. Вновь возникшее производство изготавливает только подносы, а в стареющих мастерских делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов, технически совершенно различных, но связанных исторически.

Каждый поднос индивидуален, расписывается от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, то есть по воображению, но с соблюдением традиционных жостовских технологий. Букеты цветов, в центре которых чаще всего изображение розы - самого любимого цветка жостовских мастеров, являются главной темой украшения жостовских подносов уже более 150 лет. Когда рассматриваешь рисунок, создается впечатление, что яркие, насыщенные объемы цветов вырастают из глубины фона и оживают на глазах. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Для посетителей и туристов работает музей, организованы экскурсии. Музей подносов в Жостово - единственный в мире.

Статьи по теме:

Иконография
Икона Иверской Божией Матери представляет собой иконографический тип Одигитрии, строгость которого несколько смягчена проявлением чувств Матери и Младенца: Богородица слегка наклонила голову к Сыну, а Христос протягивает к ее указующей де ...

Списки с иконы
Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна. Известно, что к иконографии Остр ...

Эволюция итальянской архитектуры в 15 в
Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм. ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru