Абстракционизм

Материалы о культуре » Абстракционизм в искусстве ХХ века » Абстракционизм

Страница 1

С 1907 по 1915 год живописцы в Рос­сии, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искус­ства, так полагают исследователи и на­зывают первых Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И все же годом рож­дения беспредметного искусства считает­ся 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. В следующем году в Мюнхене он опубликовал ставшую зна­менитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воп­лощения внутренне необходимого, духов­ного в отличие от внешнего, случайного. В основу «логического обоснования» аб­стракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.

«Abstractio» означает «отвлечение». В применении к живописи этот термин позволяет передать особенности худо­жественного сознания, направленного в поисках гармонии от частного к всеоб­щему. Не случайно в первые десятиле­тия абстрактное искусство нуждалось в теории символизма, в обращении к мистическим идеям, однако позже художников все сильнее увлекали проблемы, связанные с биофизическими открытия­ми, с попытками воплотить понятия времени и пространства, бесконечности природных форм, скрытых за внешними покровами. Один из первых абстракци­онистов, создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отра­женного света (цветовую пыль)».

Абстрактное искусство – «самый доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, прочем в форме, может быть, наиболее адекватной – подобно факсималиному оттиску. В то же время это прямая реализация свободы».

В 1920-е годы, во время стремитель­ного развертывания всех авангардных направлений абстрактное искусство включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов (А. Экстер и Л. Попо­ву, А. Родченко и В. Степанову, Г.Стенберга и М. Матюшина, Н. Суетина и И. Чашника). Язык нефигуративного искусства лежал в основе культуры новой, совре­менной пластической формы, станковой, декоративно-прикладной или монумен­тальной, и имел все возможности для дальнейшего плодотворного и перспек­тивного развития. Если бы не…

Нет необходимости вновь повторять уже хорошо известное. Внутренние про­тиворечия авангардного движения, уси­ленные жестким прессингом идеологи­ческого официоза, в начале 1930-х го­дов заставили его деятелей искать иные творческие пути. «Антинародное идеали­стическое» абстрактное искусство отны­не не имело права на существование. И казалось, оно исчезло не только из му­зейных залов, из книг и монографий, но из памяти.

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 году – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй Мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

В послево­енной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были со­здатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллак, М. Ротко, Б. Ньюман, А. Готтлиб. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». За два года до этого события современное мировое искусство было представлено на художе­ственной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Ин­формационный прорыв стал своеобраз­ным символом духовной и социальной свободы. Абстрактное искусство теперь ассоциировалось с внутренним осво­бождением от тоталитарного гнета, с иным мировосприятием. Проблемы ак­туального художественного языка, новой пластической формы оказались нераз­рывно связаны с общественно-политическими процессами. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимо­отношений абстрактного искусства с властью. Начался новый этап в разви­тии отечественного абстракционизма -1950-1970-е годы.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Хасуи Кавасэ
Хасуи Кавасэ (Hasui Kawase) родился в Токио в семье торговца и родители тогда нарекли его Бундзиро (Bunjiro). Его первым учителем был Сабуросукэ Окада (Saburosuke Okada), научивший Хасуи работе с акварелью и масляными красками. Семья буду ...

Выставки в ГУМе
21 сентября в ГУМе на первой линии прошло торжественное открытие фотовыставки Wolford глазами российских фотографов, которая продлилось до 10 ноября 2007 года. Три настроения, три фотографа, три образа Женщины Wolford нашли свое отражение ...

Значение искусства Леонардо
Леонардо родился в 1452 г. в селении Анкиано близ города Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном зажиточного флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простая крестьянка. Художественные способности проявились у Л ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru