Искусство и человек

Материалы о культуре » Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств" » Искусство и человек

Страница 1

Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизи­ческие не поддающиеся анализу тол­кования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основы­ваются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искус­ство как проявление инстинкта под­ражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искус­стве. Как уже говорилось, различ­ные формы танцев: охотничьи, воен­ные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и пер­вобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.

Другая теория рассматривает искус­ство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные укра­шения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания счи­тать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожере­лий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распростра­нены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом со­временном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно дока­зывается многочисленными архео­логическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древ­нюю традицию имеет орнаменталь­ное и фигуративное украшение ору­дий и бытовых предметов. Материалы и этнографические ис­следования, связанные с проблемой происхождения искусства, показы­вают, что то, что называется ин­стинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности .

Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.

Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма .

Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.

Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй поло­вине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на науч­ную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли но­вые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомнен­ные произведения искусства най­дены только в тех слоях, которые относятся ко времени существова­ния homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением че­ловека разумного и началом худо­жественной деятельности?

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Об аскетизме русской иконы
Само собою разумеется, что это состояние выражает собою не прекращение жизни, а как раз наоборот, высшее ее напряжение и силу. Только сознанию безрелигиозному или поверхностному древнерусская икона может показаться безжизненною. Известная ...

История военного мундира
История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке. Однако, существование сп ...

Вызовы и угрозы
Кроме «сдваивания символического зонтика» в пределах, понятных советскому обывателю сообщений зарубежных средств массовой информации, работавших на СССР, в сообщения вводились элементы добавочной информации, основанные на современном учен ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru