Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизические не поддающиеся анализу толкования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основываются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искусство как проявление инстинкта подражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искусстве. Как уже говорилось, различные формы танцев: охотничьи, военные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и первобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.
Другая теория рассматривает искусство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные украшения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания считать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожерелий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распространены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом современном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно доказывается многочисленными археологическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древнюю традицию имеет орнаментальное и фигуративное украшение орудий и бытовых предметов. Материалы и этнографические исследования, связанные с проблемой происхождения искусства, показывают, что то, что называется инстинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности .
Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.
Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.
Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма .
Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.
Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй половине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на научную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли новые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомненные произведения искусства найдены только в тех слоях, которые относятся ко времени существования homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением человека разумного и началом художественной деятельности?
Статьи по теме:
История развития аниме
Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов ...
Строительство и архитектура в Древнем Риме
Римская цивилизация прошла через несколько исторических периодов, для каждого из которых архитектура имела свою специфику.
Римляне овладели искусством бетонирования, что позволило с V в. в сооружениях применять чисто римские архитектурны ...
История этикета
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом.
Этикет (в пер. с франц. – ярлык, этикетка) – ...