Искусство и человек

Материалы о культуре » Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств" » Искусство и человек

Страница 1

Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизи­ческие не поддающиеся анализу тол­кования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основы­ваются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искус­ство как проявление инстинкта под­ражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искус­стве. Как уже говорилось, различ­ные формы танцев: охотничьи, воен­ные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и пер­вобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.

Другая теория рассматривает искус­ство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные укра­шения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания счи­тать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожере­лий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распростра­нены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом со­временном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно дока­зывается многочисленными архео­логическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древ­нюю традицию имеет орнаменталь­ное и фигуративное украшение ору­дий и бытовых предметов. Материалы и этнографические ис­следования, связанные с проблемой происхождения искусства, показы­вают, что то, что называется ин­стинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности .

Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.

Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма .

Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.

Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй поло­вине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на науч­ную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли но­вые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомнен­ные произведения искусства най­дены только в тех слоях, которые относятся ко времени существова­ния homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением че­ловека разумного и началом худо­жественной деятельности?

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Гуманизм
Гуманизм – так называлось движение в Западной Европе, освободившее личность и культуру от порабощения католической церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному иску ...

Проект культурологии Л. Уайта
Науки формируются не только "спонтанно", усилиями многих авторов, но могут быть "спроектированы" и "построены" одним человеком. Примеры авторских проектов - "всеобщая организационная наука" А.А. Бог ...

Лев Самуилович Бакст
Третьим в ядре «Мира искусства» был Лев Самуилович Бакст (1866–1924), прославившийся как театральный художник и первым среди «мирискусников» приобретший известность в Европе. Он пришел в «Мир искусства» из Академии художеств, затем испове ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru