Искусство и человек

Материалы о культуре » Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств" » Искусство и человек

Страница 2

Прежде чем ответить на этот вопрос, временные антропологи характе­ризуют черты, отличающие homo sapiens от его предшественников. Так называемый “hоmо-неандертальский” человек имел, казалось бы, все необходимые для интенсивной трудовой деятель­ности органы - большой мозг, под­вижную руку, не говоря уже об устойчивой походке в выпрямлен­ном положении. Тем не менее, морфоло­гические особенности неандерталь­ского человека, в частности, строе­ние его мозга, говорят о том, что он был существом, недостаточно при­способленным к условиям общест­венной жизни коллектива ввиду своей агрессивности и малого разви­тия мозговых центров, управля­ющих торможением. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандер­тальском стаде и часто приводило к столкновениям. Поэтому коллек­тив неандертальцев имел малые по­тенциальные возможности для раз­вития общественных форм жизни. Наиболее убедительная теория поя­вления человека современного вида, разработанная советским антропо­логом Я. Я. Рогинским, исходит именно из преимуществ современ­ного человека над неандертальским как существа социального. Согласно этой теории, интенсив­ное развитие передних отделов головного мозга у современного человека, в сравнении с неандертальцем, про­истекает вследствие того, что соци­альные качества приобрели огром­ную роль в эпоху резкого подъема производительных сил и сложения начальных форм родовой органи­зации (т. е. в эпоху позднего палео­лита).

Весьма существенными факторами, способствовавшими появлению и развитию художественной деятельности, по мнению В.Мириманова, стали появление у человеческих существ досуга и появление оседлого образа жизни, которые могли появиться лишь тогда, когда было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Действительно, лишь свободное время, не занятое борьбой за выживание, дало возможность занятий искусством; свободное же время у человека, в свою очередь, могло появиться лишь при достаточно высоком уровне технической оснащенности человека (в результате которой сделалось возможным относительно постоянное существование хозяйственных коллективов, при которых новые методы охоты стали давать больше пищи) .

В результате своих исследований В.Мириманов аргументировано приходит к убеждению в необходимости признать наличие прямой связи между появлением homo sapiens и началом художественной деятельности.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Собственный стиль - Суримоно
1793 и 1794 стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укиё-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских шк ...

Хасуи Кавасэ
Хасуи Кавасэ (Hasui Kawase) родился в Токио в семье торговца и родители тогда нарекли его Бундзиро (Bunjiro). Его первым учителем был Сабуросукэ Окада (Saburosuke Okada), научивший Хасуи работе с акварелью и масляными красками. Семья буду ...

Наследие искусства соцреализма в акциях художников московской концептуальной школы
Идеи не новы, новым может стать только место их приложения. Ричард Формэн Долгое время на советское официальное искусство в контексте общей истории искусства ХХ века смотрели как на "чужеродный элемент, недостойный быть предметом и ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru