Функции первобытного и традиционного искусства

Материалы о культуре » Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств" » Функции первобытного и традиционного искусства

Страница 1

1) Идеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент его создания в социуме идеологии. Художник активно участвует в жизни племени, и творчество его полностью подчинено господствующим в племени взглядам, не отражая и не преследуя никаких личных целей или воззрений художника (впрочем, и само существование таковых в первобытном обществе достаточно маловероятно и точно не является распространенным явлением) .

2) Общеобразовательная функция. Данная функция выполняется любым произведением искусства. Однако, в тех случаях, когда искусство является важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несет повышенную смысловую нагрузку (отчасти, этим объясняется символический характер традиционного искусства, так как перед художником стоит задача выражения сложных идей и понятий, которые не могут быть переданы методом непосредственного отображения) .

3) Коммуникативно-мемориальная функция. Эта функция тесно переплетается с общеобразовательной и социальной функциями, что объясняется связью между поколениями через ту же систему обрядов инициации, через сохранение родовой преемственности etc. В принципе, каждое художественное произведение имеет коммуникативное значение и закрепляет связь между человеком и обществом, а также оперативно выполнять ту функцию, которая позднее переходит к письменности .

4) Социальная функция. Поскольку процесс культурного и экономического развития в классовых обществах протекает в условиях более или менее острой и осознанной политической борьбы, искусство часто принимает активное участие в такой борьбе, выступая на стороне той или иной социальной группы или класса, поддерживая ту или иную тенденцию, каждая из которых направлена в конечном счете на упрочнение либо изменение существующей социальной структуры. В традиционном искусстве социальная функция обычно тесно взаимосвязана с магико-религиозной функцией .

5) Познавательная функция. Сказав лишь, что познавательная функция, безусловно, свойственна первобытному и традиционному искусству (как и практически любому другому искусству), следует заметить, что рассуждения В.Мириманова о взаимосвязи процесса познания с процессом создания произведений искусства и их восприятием сознанием первобытного человека достаточно спорны; вопрос о познании в принципе чрезвычайно многогранен и не разрешен однозначно до сих пор. Положения, высказанные автором, близки к мыслям М.Полани, изложенным им в работе “Личностное знание”, которые, однако, неоднократно оспаривались многими мыслителями, в особенности приверженцами материалистических учений .

6) Магико-религиозная функция. Ей в работе В.Мириманова уделено существенное внимание. Как известно, аппарат магии создается первобытным человеком в стремлении овладеть силами природы. В частности, по В.Мириманову, в его основе лежит принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его образом. К примеру, первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, цель ее – обеспечение удачной охоты; центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, связанные с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Принцип, на котором основана первобытная магия, лежит в основе широко распространенного у всех народов колдовства и всевозможных религиозных обрядов.

Вообще говоря, магия, религия, мифы и сопутствующее им искусство, не решая проблем в научном плане, снимают их, создавая своеобразный иллюзорный мир; в создании аппарата магии выражаются страх человека перед силами природы и одновременно вера в возможность управлять этими силами. Первобытный и традиционный культурный комплекс, по В.Мириманову, можно рассматривать с современной точки зрения как гипотетическую картину мироздания, состоящую, как и всякая гипотеза, из действительных и предполагаемых (фантастических) элементов, удовлетворяющую первобытного человека своей полнотой и законченностью .

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Ганс Бальдунг Грин
Ганс Бальдунг Грин (1476—1545) — чрезвычайно своеобразный мастер, в творчестве которого причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой, фантастикой и элементами нарождающегося маньеризма — художественного направле ...

История возникновения и развития Русской матрешки
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусст ...

Влияние исторических событий на развитие советского искусства
Революционное творчество. С появлением первого в мире государства рабочих и крестьян перед художниками открылись неведомые прежде горизонты. Советское государство рассматривает явления окружающей жизни с позиции марксистко - лениниского ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru