Функции первобытного и традиционного искусства

Материалы о культуре » Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств" » Функции первобытного и традиционного искусства

Страница 1

1) Идеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент его создания в социуме идеологии. Художник активно участвует в жизни племени, и творчество его полностью подчинено господствующим в племени взглядам, не отражая и не преследуя никаких личных целей или воззрений художника (впрочем, и само существование таковых в первобытном обществе достаточно маловероятно и точно не является распространенным явлением) . вызов специалиста для услуги ремонт холодильников самсунг.

2) Общеобразовательная функция. Данная функция выполняется любым произведением искусства. Однако, в тех случаях, когда искусство является важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несет повышенную смысловую нагрузку (отчасти, этим объясняется символический характер традиционного искусства, так как перед художником стоит задача выражения сложных идей и понятий, которые не могут быть переданы методом непосредственного отображения) .

3) Коммуникативно-мемориальная функция. Эта функция тесно переплетается с общеобразовательной и социальной функциями, что объясняется связью между поколениями через ту же систему обрядов инициации, через сохранение родовой преемственности etc. В принципе, каждое художественное произведение имеет коммуникативное значение и закрепляет связь между человеком и обществом, а также оперативно выполнять ту функцию, которая позднее переходит к письменности .

4) Социальная функция. Поскольку процесс культурного и экономического развития в классовых обществах протекает в условиях более или менее острой и осознанной политической борьбы, искусство часто принимает активное участие в такой борьбе, выступая на стороне той или иной социальной группы или класса, поддерживая ту или иную тенденцию, каждая из которых направлена в конечном счете на упрочнение либо изменение существующей социальной структуры. В традиционном искусстве социальная функция обычно тесно взаимосвязана с магико-религиозной функцией .

5) Познавательная функция. Сказав лишь, что познавательная функция, безусловно, свойственна первобытному и традиционному искусству (как и практически любому другому искусству), следует заметить, что рассуждения В.Мириманова о взаимосвязи процесса познания с процессом создания произведений искусства и их восприятием сознанием первобытного человека достаточно спорны; вопрос о познании в принципе чрезвычайно многогранен и не разрешен однозначно до сих пор. Положения, высказанные автором, близки к мыслям М.Полани, изложенным им в работе “Личностное знание”, которые, однако, неоднократно оспаривались многими мыслителями, в особенности приверженцами материалистических учений .

6) Магико-религиозная функция. Ей в работе В.Мириманова уделено существенное внимание. Как известно, аппарат магии создается первобытным человеком в стремлении овладеть силами природы. В частности, по В.Мириманову, в его основе лежит принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его образом. К примеру, первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, цель ее – обеспечение удачной охоты; центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, связанные с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Принцип, на котором основана первобытная магия, лежит в основе широко распространенного у всех народов колдовства и всевозможных религиозных обрядов.

Вообще говоря, магия, религия, мифы и сопутствующее им искусство, не решая проблем в научном плане, снимают их, создавая своеобразный иллюзорный мир; в создании аппарата магии выражаются страх человека перед силами природы и одновременно вера в возможность управлять этими силами. Первобытный и традиционный культурный комплекс, по В.Мириманову, можно рассматривать с современной точки зрения как гипотетическую картину мироздания, состоящую, как и всякая гипотеза, из действительных и предполагаемых (фантастических) элементов, удовлетворяющую первобытного человека своей полнотой и законченностью .

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Возникновение Кремля
О происхождении слова спорят ученые-этимологи, давая различные объяснения и толкования. Некоторые лингвисты сближают его с понятием "кремль", - так называли часть засеки, где растет лучший строевой лес. Издавна в народе крепкий ...

Эгейское искусство
В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло так называемое эгейское, или крито-микенское искусство. Эгейская культура сложилась и развилась в III—II тысячелетиях до н. э. и была создана племе ...

Полхов-майданская матрешка
Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудр ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru