Что такое дизайн

Материалы о культуре » Английские художники – исследователи в области дизайна У. Моррис и Д. Рескин » Что такое дизайн

Страница 1

Что же такое «дизайн»? «Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» - определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке». Сегодня термин «дизайн» употребляется для характеристики процесса художественного или художественно – технического проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов, и др. визуальных материалов), а также осуществленных проектов – изделий, полиграфической продукции и др. Но, увы, суть, предназначение и возможности не всегда ясны не только основной массе обывателей, предпринимателей и студентов ВУЗов. Даже практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач и перспектив этого явления XX века.

Дизайн, словно ребенок, родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий, которые отличались надежностью, а самое главное – красотой. В англоязычных, а затем и других странах это явление обозначилось термином Industrial design - индустриальный дизайн.

В дизайне сформировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно – экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание объектов среды.

С самого момента зарождения и особенно с началом американского периода (30 – е годы XX века), дизайну стал присущ коммерческий характер. Одновременно с новыми технологиями, оригинальными инже нерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности.

В последней трети столетия дизайн превратился во всеобъемлющее явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая даже те, которые не имеют непосредственной связи с проектно – графическими методами.

XIX век стал веком научного прогресса. Все большее и большее место в промышленном производстве занимали машины. Наука и техника шагнули вперед так сильно, как раньше невозможно было и мечтать. Однако вместе с ростом машинного производства, росло и недовольство им. В культурной жизни того времени царил романтизм. Все эстетическое считалось бескорыстным, т. е. лишенным какой бы то ни было практической ценности. Полезные же предметы из сферы эстетического исключались. Машины, несмотря на всю ту пользу, что они приносили, считались верхом уродства. По представлениям того времени, они просто не могли быть красивыми. Интеллигенция считала машины источником социальных проблем, а обездоленные рабочие, вступая в ряды луддитов, громили ненавистные создания.

На этой волне особенно сильно выделялся один человек – Джон Рёскин.

Рёскин, Джон

(Ruskin, John) (1819–1900), английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ. Родился 8 февраля 1819 в Лондоне.

Родителями Рёскина были Д.Дж.Рёскин, один из совладельцев фирмы по импорту хереса, и Маргарет Кок, приходившаяся мужу двоюродной сестрой. Джон вырос в атмосфере евангелического благочестия. Однако отец любил искусство, и когда мальчику исполнилось 13 лет, семья много путешествовала по Франции, Бельгии, Германии и особенно Швейцарии. Рескин учился рисунку у английских художников Копли Филдинга и Дж.Д.Хардинга, и стал искусным рисовальщиком. Он изображал в основном архитектурные объекты, особенно восхищаясь готической архитектурой.

Основная идея работ Рёскина заключается в придании искусству большого значения как моральному фактору. Будучи современником небывало интенсивного развития техники, он сделал вывод, что победное шествие машин и растущая власть капитала превращает людей, незаметно для них самих, в рабов и уродует целые страны. Дым, копоть, разрушение человеком природного ландшафта, тусклые краски, неуклюжие и грубые формы лишают душу столь необходимой ей эмоциональной пищи. С машинами он связывал гибель искусства, а с гибелью искусства – неизбежный крах добра и красоты в человеке. Только ручной труд сможет вернуть человека к его истинной жизни и предназначению.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории
Изучение социальных представлений о поп-музыке у молодежной слушательской аудитории представляется важным в плане общего исследования социально-психологических вопросов восприятия музыки. Актуальность обозначенного исследования обусловлен ...

Крестьянская серия
Под "подражанием иконе" Малевич имел в виду прежде всего этюды фресковой живописи. Однако по существу её традиции оказали влияние на тот жанр Малевича который он определял словом "трудовой". Взгляд Малевича на происхож ...

Константин Андреевич Сомов
Ведущим художником «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов (1869–1939). Сын главного хранителя Эрмитажа, окончивший Академию художеств и изъездивший Европу, Сомов получил блестящее образование. Творческая зрелость пришла к нему ра ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru