Башня Сююмбеки

Материалы о культуре » Ансамбль древнего Казанского Кремля » Башня Сююмбеки

Страница 3

Много тайн можно обнаружить в "Стране негасну­щих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверж­дений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звез­дного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.

Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок.

Археологические раскопки на территории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.

На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или сарко­фаг) Сафа-Гирей хана.

Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологичес­ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче­редь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка ко­торых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Воз­можно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.

Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо­вал "с натуры" и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в начале

XIX века " вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы .

Известно, что "Башня Сююмбеки" была использо­вана и как проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор.

Рис.2. Арка башни Сююмбеки.

Очень возможно, что основными причина­ми наклонения "Башни Сююмбеки" могли быть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, — постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые со временем оказались углубленными в землю в результате накоп­ления вокруг Башни строительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней был устроен "комму­нальный колодец" для сточных вод.

Можно надеяться на то, что при засыпке помеще­ния подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Их легко можно обнаружить во время ар­хеологических работ путем проведения раскопок уз­кой полосой по центру арочного прохода.

Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторые расхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах и обещает серьезные научные открытия. Успешные ито­ги археологических исследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку в затянувшихся дискуссиях о "Башне Сююмбеки".

"Башня Сююмбеки" в на­родной памяти имеет и дру­гое название — "Мечеть хана" В исторической ли­тературе о происхождении названия достаточно спорно­го материала, противоречи­вых суждений. Не вдаваясь в подробности, можно крат­ко резюмировать: одни ут­верждают, что "Башня Сю­юмбеки" построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов, считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выяснен­ными даже приблизительные годы ее строительства: указы­ваются 17-18 века. Извест­но, что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовых документов. Нет и сведений об освящении данного соору­жения.

Не числится оно и в списках православных куль­товых зданий. Наоборот, в описях 17 века эта Башня от­мечается как "азийское" со­оружение. Ответственные люди 17-18 веков были хоро­шо осведомлены о таких исторических памятниках и даже в мыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотря на неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословные утверждения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Национальные мотивы в творчестве Васнецова В.М
«Я всегда только Русью и жил…» Васнецов В.М.(Из воспоминаний) Принято считать, что основной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор. На самом же деле он был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и по техн ...

Плутарх
Среди многих жанров, основоположниками которых были эллины, особое место занимает жанр литературной биографии. У истоков биографического жанра – несравненный Плутарх. В его обширном и разнообразном наследии выделяются две главные группы ...

Цветовой контраст
Ассортимент выпускаемых современной промышленностью красок чрезвычайно широк, и все же недостаточен для решения многих изобразительных задач. Так, среди красок нет таких, яркость которых равнялась бы яркости светящихся объектов; нет красо ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru