Башня Сююмбеки

Материалы о культуре » Ансамбль древнего Казанского Кремля » Башня Сююмбеки

Страница 3

Много тайн можно обнаружить в "Стране негасну­щих звезд". В прошлом эти тайны для науки были закрыты. Разных слухов, версий, голословных утверж­дений о "Башне Сююмбеки" и сегодня много. Люди им верили и верят. То, что долгое время тайна "звез­дного калфака" оставалась без внимания говорит о малоизученности этой проблемы.

Объявление территории Казанского кремля историко-культурным заповедником, принятие решения о широком научном исследовании и восстановлении памятников говорит о возросшем интересе народа к своему культурному наследию, в том числе и к "Башне Сююмбеки". Это значит, что мы можем ожидать новых открытий, новых находок.

Археологические раскопки на территории Казанс­кого кремля в 1997 году увенчались интереснейшими находками.

На южной стороне башни, внизу, видны два дверных про­ема, один из которых когда-то был замурован. В настоящее время там имеется одна узкая дверь, ведущая по лестницам вверх, на первый ярус. На­прашивается вопрос: куда вела вторая дверь? корее всего, вторая дверь служила входом в подземную часть "Башни Сююмбеки". Спу­стившись по лестнице вниз, воз­можно, посетитель открывал следующую дверь, через которую входил в помещение, где находилась могила (или сарко­фаг) Сафа-Гирей хана.

Такое предназначение этого сооружения, естественно, требовало соблюдения ряда строительно-технологичес­ких и санитарно-гигиенических норм. В первую оче­редь, в подземной части сооружения необходимо было содержать соответствующий режим воздухообмена. Для этого, можем полагать, в стенах башни были устроены специальные вентиляционные шахты, три окошка ко­торых отчетливо видны в картине Э. Турнерелли. Воз­можно, что они были симметрично устроены и на противоположной стене арки Башни.

Важно и то, что Э.Турнерелли свои картины рисо­вал "с натуры" и в 1839 году издал их в Лондоне. Следовательно, еще в начале

XIX века " вторая дверь" и вентиляционные окошки не были замурованы .

Известно, что "Башня Сююмбеки" была использо­вана и как проездная башня при въезде в государев (губернаторский) двор.

Рис.2. Арка башни Сююмбеки.

Очень возможно, что основными причина­ми наклонения "Башни Сююмбеки" могли быть, во-первых, мощные взрывы крепостных стен в 1552 году, во-вторых, — постоянное проникновение сточных вод в фундамент через эти двери, которые со временем оказались углубленными в землю в результате накоп­ления вокруг Башни строительного и другого мусора. К тому же, в свое время рядом с Башней был устроен "комму­нальный колодец" для сточных вод.

Можно надеяться на то, что при засыпке помеще­ния подземные каменные стены с двух сторон не были разобраны. Их легко можно обнаружить во время ар­хеологических работ путем проведения раскопок уз­кой полосой по центру арочного прохода.

Естественно, данная гипотеза в деталях, может быть, будет иметь некоторые расхождения с реальностью, но в целом она основана на проверенных фактах и обещает серьезные научные открытия. Успешные ито­ги археологических исследований, подтверждающие нашу гипотезу, могут поставить точку в затянувшихся дискуссиях о "Башне Сююмбеки".

"Башня Сююмбеки" в на­родной памяти имеет и дру­гое название — "Мечеть хана" В исторической ли­тературе о происхождении названия достаточно спорно­го материала, противоречи­вых суждений. Не вдаваясь в подробности, можно крат­ко резюмировать: одни ут­верждают, что "Башня Сю­юмбеки" построена в период Казанского ханства, другие, без убедительных аргументов, считают, что она возведена после взятия Казани. При этом остаются не выяснен­ными даже приблизительные годы ее строительства: указы­ваются 17-18 века. Извест­но, что об этой башне и в русских архивах нет никаких строительных и финансовых документов. Нет и сведений об освящении данного соору­жения.

Не числится оно и в списках православных куль­товых зданий. Наоборот, в описях 17 века эта Башня от­мечается как "азийское" со­оружение. Ответственные люди 17-18 веков были хоро­шо осведомлены о таких исторических памятниках и даже в мыслях не могли допустить возведения этой Башни после взятия Казани. Несмотря на неопровержимые аргументы, некоторые авторы продолжают повторять голословные утверждения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Проблемы изучения византийской живописи
Значение византийского наследия для истории древнерусского искусства было угадано Ф. Буслаевым уже более ста лет тому назад. Дальнейшее изучение этого наследия все более подкрепляет его взгляды. Признание роли византийского наследия для ...

Сообщество
Поле символики. Существует ещё другой спосоь опреде- ления (или представления) сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре: через символику. Именно так обычно происходит на уровне обыденного созна- ния или ...

В этом святом горении России - вся тайна древних иконописных красок
Ряд приведенных только что примеров показывает нам, как иконописец умеет красками отделить два плана существования - потусторонний и здешний. Мы видели, что эти краски весьма различны. То это пурпур небесной грозы, то это ослепительный со ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru