Башня Сююмбеки

Материалы о культуре » Ансамбль древнего Казанского Кремля » Башня Сююмбеки

Страница 1

Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки—одно из лучших архитек­турных сооружений XVII века.

Башня Сююмбеки — стройное семиярус­ное здание из красного обожженного кир­пича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных метров. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустилась. По­этому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 169 сантиметров. В 1914 году при реставрации башня была по первому яру­су стянута железной полосой, которая значи­тельно ухудшила ее вид.

Первые три яруса башни четырехуголь­ники, верхние—восьмигранники, заканчиваю­щиеся дозорной вышкой с высоким шатровым шпилем. Нижний ярус прорезан высоким арочным проемом.

Четверики имеют по верху обходные, тер­расы, окруженные узорчатым парапетом. За­падная и восточная стены первого яруса украшены четырьмя полуколонками с капителями в виде консолей с вертикальными рядами ступенчатых выступов.

Нижний парапет украшен ширинками, парапет второго яруса — вертикальными впа­динками с валиком внутри, парапет третьего—­очень простыми прямоугольными углубления­ми. Под карнизами всех трех четвериков идет зубчатый поясок. Интересны и сами карнизы, сложенные из рядов кирпичей, на­висающих друг над другом,— такая декора­тивная обработка, имеющаяся еще в булгарских зданиях, встречается и на татарских ме­четях.

Интересно, что композиция башни, состоя­щая из четвериков и восьмериков, имеет некоторые аналогии с Черной палатой "в Бул­гарах.

Башня Сююмбеки является своеобразной архитектурной эмблемой Казани. Ее силуэт изображается на значках-сувенирах, украша­ет обложки книг и альбомов, посвященных истории города.

"Башня Сююмбеки" — семиярусная, что означает собой семь сводов небес, олицетворяющих семиступенчатость рая. В стенах — че­тырехугольные ниши. Можно было бы ука­зать и на многие при­знаки, свойственные зиккуратам. Мы ог­раничимся анализом отдельных символов, раскрывающих, культовое значение "Башни Сююмбеки".

Одной из таких деталей, имеющих важное символичес­кое значение, явля­ется железная сетка-украшение, осыпанная звездами. Она до насто­ящего времени никем не исследована.

Железная сетка-украшение на воротах! Она может рассказать о многом. Она и свидетель, и доказательство. Эта сетка-решетка была поставлена одновременно с воз­ведением Башни. Из каких помыслов и для чего?

Сетка-решетка располагается в самом нижнем ярусе башни-зиккурата. Следовательно, она не могла быть сделана позже, даже если предположить, что верхние ярусы были возведены в другое время. Исследование металла сетки с помощью современных приборов дало бы нам новые сведения.

Железная сетка "Башни Сююмбеки" никак не мог­ла быть предназначена для оборонительных и вообще для военных целей хотя бы потому, что сквозь нее могли свободно пройти не только стрелы и пули, но и пушечные ядра. Кроме того, не требовалось особых усилий, чтобы сломать прутья этой решетки, отличав­шейся к тому же солидной величиной — несколько метров по окружности.

Железная решетка украшена звездами, каждая из которых имеет по восемь "крылышек". Концы всех "крылышек" согнуты только в одну сторону, что оз­начает вращение звезд вокруг своей оси. Свод первого яруса башни имеет форму купола, продолжением ко­торого представляется "звездчатая" решетка.

Входим под "звез­дный" купол. Оказавшись за сеткой-решеткой мы всту­паем в "Страну Вечности". Однако над выходом из арки Башни такого оформления нет. Возможно, что через "звездчатые" ворота мы входим в "Страну звезд". Если так, то "звездная вуаль" будет выполнять роль занавеса, за которым открывается "Страна Вечности". Иначе говоря, "Звездчатые ворота" служат границей "Страны негаснущих звезд", переступив которую ока­зываешься на "том свете". Очень важным является то, что "Башня Сююмбеки" с северной и южной стороны имеет боковые двери.

Эта традиция (дверь с северной стороны) прослежи­вается и в других памятниках булгар-татар. Такая зако­номерность сохраняется в мавзолеях (склепах) древнего Булгара.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Роль искусства в социологической теории А. Швейцера как духовно-оппозиционного начала
Проблема взаимовлияния искусства и цивилизации в XX веке волновала и такого известного франко-немецкого мыслителя и социолога, как Альберт Швейцер (1875—1965). Началом любой полноценной жизни, по его мнению, является непоколебимая преданн ...

Искусство XVII века
XVII столетие – один из самых сложных и противоречивых периодов в средневековой русской истории. Недаром его называли «бунташным» – оно взрывалось «Медным» и «Соляным» бунтами. Народное недовольство вылилось в восстания под предводительст ...

История борьбы инквизиции со свободомыслием
История инквизиции – прежде всего тайная история. Церковь имела все основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать в целях самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно переплетается с историей всего о ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru