Архитектура Казани, крупнейшего российского города, губернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и татарской. Насколько тесно переплелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего исследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются в золотоордынское время и в период Казанского ханства.
K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия в середине XVI в. здесь уже существовала развитая архитектура, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитывающих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границах мусульманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектура представляла собой самую северную ветвь средневекового восточного зодчества. Традиции татарской архитектуры воздействовали на сложение своеобразной архитектуры Казани, проявившись в ряде градостроительных, композиционных и декоративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество воздействовало на архитектуру феодальной верхушки татарского общества, находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала переломным моментом, началом качественно нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступление в тесный контакт с русской культурой и, как следствие, активное восприятие элементов прогрессивной западноевропейской культуры. Решающую роль в формировании стилевого и образного решения зданий стали играть русские архитекторы, татарам отводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия и воздействовавшего на творческий процесс проектирования.
Архитектурное окружение, национальная принадлежность заказчика и сама земля, где возникали эти постройки, способствовали выявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.
В определенной степени воздействовали на сознание зодчих и заказчиков также и сохранившиеся памятники средневековой архитектуры, почитавшиеся местным населением как священные. В то же время экономическая и политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономической жизни страны с неизбежностью разрушали межнациональные перегородки, способствовали взаимодействию национальных культур.
Произведением национальной архитектуры можно считать здание, специально для данного народа предназначенное. Любое талантливое и оригинальное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве и социально для данного народа предназначенное, со временем непременно станет частью данной национальной культуры, в каких бы взаимоотношениях с местными традициями оно ни находилось.
Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики барокко и классицизма, сохранив традиционные особенности планировки. В культовой архитектуре местные традиции проявились в сохранении традиционного типа мечети и выражения ее отдельных элементов через формы булгарского зодчества.
В деталях декора частично применялись мотивы татарского народного искусства. Таким образом, присущие русской архитектуре этого периода стилевые особенности были восприняты и своеобразно трансформированы архитектурой татарской одновременно с русской, ступившей на путь западноевропейской ориентации. Классицизм был принят татарским обществом в той его части, которая не противоречила его эстетическим и религиозным чувствам, и частично отвергнут. Образцовый проект 1829 г. на татарскую мечеть оказался тупиковым путем развития для монументального зодчества, не прижились в архитектуре домов портики, колоннады, изображения людей и животных. Совокупность общих, особенных и единичных признаков содержания и формы элементов городской застроили казанских татар второй половины XVIII - первой трети XIX в. можно квалифицировать как совокупность признаков своеобразной городской архитектуры казанских татар этого периода, своим внешним обликом и внутренней организацией отражавшей сильное русское влияние и обладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамках общероссийских архитектурно-художественных направлений того времени.
Статьи по теме:
Труд
.Эй, садись ко мне дружок,
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Там уж поприще широко,
Знай работой да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь.
Н. А. Некр ...
Быт народа
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси как в больших для своего времени городах, нас ...
Антиномии
В тоже время, барокко — художественная система, отражающая мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Антиномии, н ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...