Широкой публике неизвестны ни стилистические особенности городских зданий казанских татар, ни принципы сочетания национальных традиций с привнесенными элементами европейской культуры. Неизвестны, следовательно, и критерии оценки сохранившихся архитектурных памятников в условиях современного города, необходимые при решении, проблем сохранения характерных участков застройки и отдельных уникальных сооружений.
В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального своеобразия памятников архитектуры казанских татар находится судьба многих памятников старины. Решения его ждут архитекторы и художники, от работы которых зависит облик современной архитектуры Татарстана.
Новые явления, привнесенные извне, со временем непременно становятся частью данной национальной культуры. История зодчества есть также история взаимоотношений людей — архитекторов, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотношения определяли условия работы зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неизбежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобразием его мировоззрения, в том числе и религиозного.
Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV—XVVI вв. происходили бурные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятников архитектуры. Период расцвета средневекового булгаро-татарского зодчества после разгрома Казанского ханства сменился временным упадком традиций монументального зодчества. Новая татарская архитектура формировалась на корнях местных традиций, вбирая в себя черты культур многих народов Поволжья.
Статьи по теме:
Искусство ХVII столетия в христианской восточной Европе
Польский король Ян Собесский одержал, как известно, в 1683 г. решительную победу под Веной, остановившую вторжение турок и вернувшую независимость Венгрии, изнывавшей 144 года под магометанским игом. Но освобожденные страны в ближайшие де ...
Иерархия пророков
Праздничный цикл делит пространство храма на три сферы: Эсхатология (запад – восток);32 Страсти, Воскресение (север – запад); Боговоплощение (юг – восток).33 Исходя из этого, можно отметить, что четыре старших пророка Исайя, Иеремия, Иезе ...
Труд
.Эй, садись ко мне дружок,
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Там уж поприще широко,
Знай работой да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь.
Н. А. Некр ...