Античность - это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев классической.
Чем можно объяснить столь блистательный культурный взлет? Однозначно ответить нельзя. Можно лишь предполагать.
Во-первых, Греция - приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов;
Во-вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.;
В-
третьих, интенсивный характер экономики, ее многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности;
В-четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжелой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью;
В-пятых, природный талант эллинов, их увлеченность делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость;
В-шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм;
В-седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством;
В-восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, ее сменяемость и ответственность перед народом, контроль за ее деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения;
В-девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие;
В-десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного начала по отношению к остальному.
И, конечно же, субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.
Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, с оговорками. Они были более сдержанны,
прозаичны, строги, прагматичны.
В VIII в. до н.э. Римом называлась итальянская деревушка на Палатинском холме, состоявшая из хижин с соломенной кровлей. За полтысячелетия эта деревушка превратилась в столицу государства, подчинившего себе большую часть Ближнего Востока, Северной Африки и Европы.
Изначально Рим существовал как разбойничье государство. Первоначально жившие в Риме разбойничьи пастухи принимали к себе всех желающих и туда стекался весь сброд. Пункт на холме на берегу реки был выбран очень удачно с точки зрения убежища для всяких преступников.
Статьи по теме:
Литература Древней Греции
История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода и ...
Палитра. Размещение красок
Краски выдавливают из тюбиков и смешивают на палитре деревянной или фанерной, пропитанной маслом и имеющей отверстие для пальца и кистей. Для начинающих рекомендуются палитры прямоугольные, из стекла, окрашенного снизу белилами или оклеен ...
Различия, противоречия и конфликты в массовой коммуникации
Что касается массовой коммуникации, т.е. массовой информации, информатики и рекламы, то здесь положение следующее.
Из средств информатики переход к конкретным действиям возможен только через автоматизированные системы управления (АСУ). В ...