Образцом для произведений искусства у греков является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Как было отмечено ранее античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становиться незыблемым принципом греческого искусства.
«И. И. Винкельман, исследую греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории красоты и гармонии».
Грек созерцал космос, воспринимая его таким, каким он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры.
Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом.
Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотноситься с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения.
Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики – теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актеров служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.
Человек и его качества служили критерием определения даже таких казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена – с воинам, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.
«Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком – для этого составляющие храма слишком велики, задание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становиться важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина».
Культура античной Греции, отмеченная вышеуказанными, характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство.
Наивысшее выражение гармония получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Как известно в античной культуре воплощением представлений о красоте становиться культ тела. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики – теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актеров служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.
В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально – эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуально – практических и теоретических проблем.
Статьи по теме:
Танец
Танцевать ли? А ведь с Богом все затанцуем.
Если Бог - то как не танцевать. Не удержишься.
В. В. Розанов
Но тихий восторг еще не для Егора. Ему подавай буйство, разгульную радость перед угрозой конца. Уныния рассудочности, умеренности, ...
Александрийская поэзия
«Александрийская поэзия» - это творчество группы поэтов, прежде всего Каллимаха, Феокрита, Апполония Родосского.
Творчество поэтов «александрийцев», при всем различии их индивидуальностей, отмечено некоторыми общими чертами – это отход о ...
Аудиовизуальная культура
Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет её как эпоху глобализации. В тоже время ясно одно: мы живем в мире медиа ...