Культура эпохи Возрождения

Материалы о культуре » Античность и Возрождение в культуре Западной Европы » Культура эпохи Возрождения

Страница 4

Канцлер Генриха VIII Томас Мор

(1478-1535 гг.) прославился своим романом-трактатом «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В нем от имени вымышленного путешественника Гитлодея автор рассказывает о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески «несуществующее место»). В этой стране нет частной собственности. Все жители трудятся, занимаясь поочередно то ремеслом, то сельским хозяйством. Продукты производятся в большом количестве, и их можно распределять по потребностям каждого. Всем членам общества доступно образование, основанное на соединении теоретического обучения с трудовым воспитанием. Обществом руководят избираемые на один год должностные лица.

Вторая половина XVI в. - время расцвета театрального искусства в Англии. Оно воплотило наиболее ярко общественный подъем эпохи Возрождения.

Величайшим представителем английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-1616 гг.). В произведениях Шекспира получили яркое выражение гуманистические идеи английского Ренессанса. В комедиях «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и др. он выразил чувство утверждения радости жизни, любви, борьбы с судьбой. В трагедиях «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» Шекспир показал столкновение гуманистических идеалов человека с этикой и моралью уходящей эпохи. В своих исторических пьесах «Генрих VI», «Ричард III» и др. Шекспир показывает прошлое Англии и глубоко анализирует политическую борьбу того времени. Шекспир - убежденный сторонник твердой королевской власти, но решительный враг феодальной анархии.

По оценкам историков и культурологов XVII в. - это время интенсивнейших событий в истории мировой культуры. Это не только период перехода от Возрождения к Просвещению, но и самостоятельная фаза в развитии мировой культуры, имевшая свои неповторимые особенности и достижения.

Радужные надежды Возрождения, его свободомыслие под напором реальностей XVI в. рухнули. Реформация - широкое общественное движение в Западной Европе, направленное против католической церкви, - заставляло церковников укреплять свои позиции. Тридентский вселенский собор католической церкви, проходивший в 1545-1563 гг., усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Его решения стали программой контрреформации, главным орудием которой была инквизиция. Это судебно-политическое учреждение католической церкви, созданное еще в XIII в. для борьбы с ересями, в XVI-XVII вв. особенно свирепствовало в Испании. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток и, как правило, приговаривало к сожжению на костре. Во всех, не отпавших от католицизма государствах Европы, феодальная реакция и контрреформация давили живую мысль.

Главным ответом на события XVI в. стало развитие гуманизма в новых условиях, обнаруживших неразрешимость противоречий жизни, бессилие человека при осуществлении своей мечты. Это породило новые художественные принципы, обогатившие культуру XVII и последующих веков.

В мировоззрении и психологии людей XVII в. происходит поворот в понимании роли и места человеческой личности. Реальности жизни, разрыв между идеалами гуманизма и законами развития общества обусловили переход от безграничной веры в человека и его волю к новому видению человека как частицы огромного, разнообразного и подвижного мира. Человек вновь обретает свое место, но уже не как средоточие мироздания, а в сложном соотношении со средой - природой, обществом, государством. Действия человека уже не воспринимаются как прямое выражение его воли, а как конечный результат многообразных сил - внешних, перед которыми он зачастую бессилен, и внутренних - страстей, переживаний, чувств, общественного и государственного долга.

Общий подъем экономики в передовых европейских странах, развитие мануфактуры и торговли к началу XVII в. подготовили почву для прогресса науки. Основное внимание исследователей этого периода было сосредоточено на научном объяснении природы. На первый план выдвигаются естественные и точные науки. Если XVI в. ознаменовал пробуждение научной мысли только в некоторых, ограниченных сферах, например в астрономии, медицине, то XVII в. стал началом бурного прогрессирующего развития современной, науки.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях
Дальнейшее развитие основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV–XVII вв.). В XIV–XVII вв. – в период непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху экономического и политического упадка – хачкары продол ...

Шлифовка заготовки
Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку. Нанесение клея Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем эт ...

Древнегреческая трагедия
Актёры. Актёры носили маски, котурны и длинные плащи (что интересно, цвет их зависел от роли — цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru