Зачем нужна эстетика

Материалы о культуре » Зачем нужна эстетика

Страница 1

Тема нашего разговора – эстетическое воспитание. Какова природа эстетического, его функции, смысл, предназначение? Может быть, для воспитания достаточно морали? Возможно ли нравственное чувство без эстетики?

Как известно, эстетика – эта наука, изучающая выразительные формы прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Она апеллирует не только к чувственному, но и к духовному восприятию – никакие моральные и нравственные установки не могут претендовать на прочность, если они бесформенны и уродливы. Никогда не забуду свои детские впечатления от школьного букваря в унылых серо-коричневых картинках, где дети, как на подбор, были изображены в виде каких-то корявых уродцев с выражением патологии на лицах, а взрослые – с непропорционально большими головами и короткими ногами – напоминали монстров. Этот мир, увиденный сквозь призму учебника шестидесятых годов, навевал ужас и тоску и очень сильно отличался от того прекрасного образа бытия, который сложился в доме моих родителей и радовал сердце. Я очень хорошо помню это первоначальное – именно эстетическое – неприятие школы: в первом классе, кстати, я очень плохо училась, настолько сильным оказалось во мне это внутреннее сопротивление.

Но, по большому счету, я бы не стала противопоставлять эстетическое и нравственное, ибо они восходят к одному Источнику: Бог наш есть и совершенное Добро, и совершенная Красота. На этой высоте сходятся пути и цели христианских подвижников и художников, ибо то, что открывается подвижнику как Святость, признается художником как Красота. И то, и другое есть совершенство и идеал. И здесь упразд-няется различие между моральным и эстетическим, которое порой мучает нас в падшем мире, представляясь порой даже и не различием, а противоречием.

Обладают ли искусство, красота, эстетика воспитательными функциями? Может ли духовное и интеллектуальное развитие человека обойтись без эстетического чувства, ограничиваясь верой, опорой на Евангелие, образование, историю? И вообще, как эстетическое соотносится с христианством?

Честно говоря, я не знаю, как воспитать в ребенке нравственное чувство без эстетического инструмента. Ну что – внушать ему: это – хорошо, а это – плохо, поступать вот так, а так вот – не делай… Конечно, вменяемый и послушный ребенок может это рационально усвоить, но совсем не факт, что при первом же испытании и искушении все это научение не разлетится в пух и прах. Прививка моральных ценностей без глубинного эстетического переживания и приятия их напоминает евангельский дом, построенный на песке, который рискует рухнуть при первом порыве ветра. Именно эстетическое воспитание, обращающееся к чувственному и духовному восприятию, формирует мироощущение, проникает в подсознание и именно там закладывает фундамент личности.

Христианство никогда бы не смогло победить языческий мир, если бы не было столь эстетично, в отличие от сектанства, упраздняюще-го Церковь и сужающего Евангельское благовестие до рационалистических сентенции. Но Христос Церкви, Евангельский Христос - прежде всего Прекрасен. Душа ликует от Его Красоты, от Его сияния. Мир преображается в Его присутствии и погружается во мрак уныния, если не находит Его. Он говорит как Поэт – на языке притч, художественных образов. Душе сладко повторять Его слова, сладко слышать Его интонации. А это что значит? Это значит, что душа уже полюбила Христа, чает Его, ищет, зовет.

Но Сам Христос говорит: «Если кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14: 21). То есть любовь к Господу и есть главный мотив к пробуждению нравственного чувства, к творению заповедей.

И вот что существенно здесь: всякий пересказ – будь то переложение Евангелия для детей или перевод его в понятийный ключ современной жизни – неизбежно привносит элемент профанации, а то и пошлости. А это искажает прекрасный образ Господа, коробит душу.

Занудный законоучитель, который со скучным лицом, пусть и вполне корректно, втолковывает детям евангельские истины и моральные принципы, может посеять роковой соблазн в восприимчивых душах «малых сих». И при этом, возможно, формально к нему не за что будет придраться.

Я никогда не читала своим маленьким детям подобные переложения, какими бы благонамеренными людьми они ни были сделаны, и могу свидетельствовать, что дети прекрасно понимают Евангелие в меру своего возраста – если даже не точный смысл отдельных событий, то их дух. И это свидетельствует об их эстетической чуткости.

Итак, сначала – чувство прекрасного, которое водворяется в человеке и стоит на страже, а потом уже – как следствие – нравственные различения и рациональные дефиниции.

Когда мы говорим об эстетическом, то опираемся, прежде всего, на понятие вкуса. Мы судим о произведениях искусства, исходя из наших предпочтений, говоря: это прекрасно, а то бесталанно. С другой стороны, существует и некая объективность красоты, величия, глубины… Так что же такое вкус? И возможно ли его воспитать?

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Культура Древнего Рима
Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру как единое целое, отрицали самостоят ...

Музей "Подземной армии" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая
" Подземная армия" первого императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в исто ...

Атака на Россию
Путь аниме в Россию долгий и сложный. И неудивительно – жителям только что образованной Российской Федерации было до чего угодно, только не до мультфильмов, какими бы неземными достоинствами те ни обладали. Потребовались годы, чтобы от ро ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru