Римская архитектура

Материалы о культуре » Римская архитектура

Страница 1

В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, состоящие из нескольких этнических и языковых групп. На формирование ранней римской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов и этрусков.

"Римская архитектура древнейшего периода практически неотделима от этрусской, у которой она заимствовала зачатки регулярной осевой планировки, восходящей к террамарам, исходные типы ряда сооружений (оборонных, гидротехнических, жилых и культовых), а также высокую строительную технику (полигональная и правильная, квадровая каменная кладка, ложные своды и купола, деревянный каркас и терракотовая облицовка в постройках из сырцового кирпича). Среди немногочисленных дошедших до нас в остатках сооружений Рима древнейшего периода примечателен храм Юпитера Капитолийского. Его этрусские черты (трехчастная целла, подий, акцентировка главного фасада портиком и лестницей) в дальнейшем станут характерными особенностями римского культового зодчества. О развитии жилищной архитектуры можно судить по глиняным урнам, вначале изображавшим древнейшие хижины, а с 4 в. до н.э. - примитивные прямоугольные дома т.н. атриумного типа, зародившегося, по-видимому, в Лации и сыгравшего важную роль в дальнейшей эволюции древнеримского жилища."

Расширению римской империи сопутствовали широкие градостроительные мероприятия на завоеванных территориях. Строительство стало твердо выработанной системой, которая утверждала в римских провинциях не только новый образ жизни, но и новые концепции сословной и политической организации общества. Уже в процессе колонизации латинских, этрусских и самнитских земель, применялась типичная схема генерального плана города основу которого составляли две, точно ориентированные по сторонам света, магистрали "кардо" и "декумануса" - две пары соответствующих им городских ворот. Вписанная в прямоугольник оборонительных стен, эта схема повторяла разбивку римского военного лагеря.

Характерными элементами римских городов были равные прямоугольники жилых кварталов, распределявшихся между гражданами согласно их положению в обществе. Форум (центральная площадь) и примыкавшие к нему "курия" (зал муниципального сената), базилика и Капитолий (главный городской храм). Как в центре, так и на окраинах, а иногда и за пределами города располагались храмы и святилища, связанные с местными культами. Несмотря на регулярность застроек и их плановый характер в процессе строительства допускались изменения связанные с условиями местности: рельефом, акваториями и наличием более ранних поселений. Так, форум, обычно располагавшийся у пересечения главных улиц, в портовых городах нередко смещался к гавани.

Композиция форума первоначально совмещала различные функции рынка, места деловых встреч, общественных собраний и зрелищ, это назначение сложилось в Помпеях еще до завоевания их римлянами. В самом Риме, форум, приобрел законченный вид после строительства базилик Эмилия и Юлия.

Формирование римского архитектурного мышления в период пунических войн можно проследить на группе каменных храмов 3-2 веков до н.э. на Ларго Арджентина и на Овощном рынке (Форум Олиториум) в Риме. Здесь обнаруживаются остатки влияния этрусков (подий, выделение главного фасада парадной лестницей, глубокий портик) и появляются первые наметившиеся различия (пилястры, полуколонны на боковых стенах целлы, вынесение части храма за пределы задней границы священного участка). Более поздний образец этого же архитектурного типа относится к началу 1 в. до н.э. - храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (Форум Боариум). Святилище 3 века до н.э. в Габиях имело симметричное, осевое построение комплекса, фасадное расположение главного здания и неизменный подъем к нему от торжественного входа на обнесенный стеной священный участок - все это стало в последствие характерной чертой римского архитектурного ансамбля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Смешение красок. Основные характеристики и свойства цветов
Краски, применяемые в живописи, по цвету разделяют на спектральные и простые. Простые краски (к ним относятся желтая - стронциановая - лимонно-желтого отттенка, красная - краплак - розово-красного оттенка и синяя - лазурь - голубого оттен ...

Этикетные нормы; техника реализации этикетных норм
В современной лингвистике термин "норма" понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во ...

Возникновение Кремля
О происхождении слова спорят ученые-этимологи, давая различные объяснения и толкования. Некоторые лингвисты сближают его с понятием "кремль", - так называли часть засеки, где растет лучший строевой лес. Издавна в народе крепкий ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru