Юрьевский монастырь

Материалы о культуре » Юрьевский монастырь

Страница 2

б) Первоначально зодчий выполнял модель собора из глины, уточняя пропорции. Затем для закладки здания было выбрано место, где сточные воды не задерживались на поверхности земли, а почвенные - близко к ней не подходили.

Началось рытье рвов под фундамент, затем закладка самого фундамента: деревянные лежни, на которые легли валуны и камни поменьше, залитые потом смесью извести с песком и толченым боем кирпича – цемянкой. Хотя ни в одной летописи не сказано, сколько продолжалось строительство собора, предполагают, что оно длилось более десятилетия. Работали только в теплое время года – с поздней весны до ранней осени. Храм был закончен, освящен и торжественно открыт в 1130 году.

в) Декоративные элементы оживляют обширные плоскости фасадов игрой света и тени. Особую художественную выразительность зданию в прошлом придавал естественный цвет стен, сложенных из серого, голубого и розоватого известняка-ракушечника (стены начали белить только с 15 века) и фресковые росписи на них (не сохранились).

На неискушенный взгляд, особенности архитектуры незаметны. Собор имеет простую призматическую форму и завершается главами, крытыми свинцовыми пластинами. Мастерство Петра проявилось в достижении особой гармонии самых обычных для того времени деталей и архитектурных частей. Стены Георгиевского собора, как и всех древних новгородских церквей, имеют неровную фактуру, словно они вылеплены руками.

Величие, монументальность и красоту собора подчеркивало многоцветие росписей, сплошь покрывавших стены и своды изнутри. Ощущение особой торжественности придает зданию гулкая тишина и эхо, рождаемое под его сводами. Иконы местного ряда выделялись особым богатством: позолоченными окладами с золотыми венцами, бриллиантами, изумрудами, жемчугом, рубинами.

г) Создав парадные сооружения, зодчий придал ему облик суровой неприступности. Он как бы подчеркнул особую роль, которую стал играть Юрьев монастырь в жизни Новгорода. Расположенный на водном пути “из варяг в греки”, монастырь вместе с Городищем образовал своего рода южные ворота города и был построен с учетом его возможных оборонительных функций.

Мысль о единстве светской и духовной власти подчеркивает архитектурное сходство Благовещенского и Георгиевского соборов, вставших друг против друга на противоположных берегах Волхова.

д) Георгиевский собор был обновлен и реконструирован много раз. Например, при вторжении Шведов на Новгородскую землю новгородцы сами сжигали монастыри и церкви, в их числе был и Юрьевский монастырь. Во время многочисленных реставраций фрески со стен были варварски сбиты, фрагменты их обнаружили под полом при раскопках в 30-х гг. нашего века. Сам же монастырь неоднократно достраивался и перестраивался так, что почти потерял свою первоначальную форму.

Первое упоминание о монастырской колокольне относится к началу 17 века, в описях она показана “каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, с 9 колоколами и боевыми часами о 4 колоколах”. К началу 18 века количество колоколов увеличилось до 12, а впоследствии до 32.

Как один из крупнейших центров новгородской политической жизни монастырь выступает только со второй четверти 12 века, когда Городище становиться постоянной княжеской резиденцией и монастырский собор, заменяя Софию, превращается в княжескую усыпальницу.

В 14-15 вв., в период расцвета Новгородской феодальной вечевой республики, монастырь богател благодаря поддержке новгородского боярства. По своему значению он считался первым из числа новгородских монастырей и издавна пользовался большими привилегиями и вотчинами, которые закрепляла за ним Вечевая республика. Даже после присоединения Новгорода к Москве в 1770 г., когда часть владений монастыря была изъята, оставались приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья, пойменные луга, рыбные промыслы и т.д. Крепостные платили монастырю, за их действиями следили жившие в деревнях “посельные монахи”.

Из-за своего привилегированного положения среди новгородских монастырей Свято-Юрьев именовался ЛАВРОЮ. А настоятели монастыря – игумены – с начала 14 века были архимандритами, и, почитаясь старшим духовным лицом после владыки, были благочинными над 50 его обителями и имели право архиерейского священнослужения не только у себя, но и в Софийском соборе. Являясь наместниками новгородских владык, они участвовали во всех важных делах и посольствах.

Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд – бить в блюдо во время общей трапезы. Обычай этот был заимствован у Греков. На край стола ставилось большое блюдо с пищей, старший из братии ударял в него большой лжицей (ложкой), говор и чтение молитв прекращались, все вставали и благословляли пищу, а затем начинали трапезу только вслед за игуменом. Впоследствии за трапезой в монастыре ставили особое блюдо, в которое ударяли.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Искусство Италии 15 века
Эволюция искусства раннего Возрождения в Италии представляет картину исключительной сложности и многообразия. Это время возникновения и подъема многих территориальных художественных школ, активного взаимодействия и борьбы различных направ ...

Социальные представления о поп-музыке у студенческой аудитории
Изучение социальных представлений о поп-музыке у молодежной слушательской аудитории представляется важным в плане общего исследования социально-психологических вопросов восприятия музыки. Актуальность обозначенного исследования обусловлен ...

Речевой этикет - область стереотипов общения
В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой о ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru