б) Первоначально зодчий выполнял модель собора из глины, уточняя пропорции. Затем для закладки здания было выбрано место, где сточные воды не задерживались на поверхности земли, а почвенные - близко к ней не подходили.
Началось рытье рвов под фундамент, затем закладка самого фундамента: деревянные лежни, на которые легли валуны и камни поменьше, залитые потом смесью извести с песком и толченым боем кирпича – цемянкой. Хотя ни в одной летописи не сказано, сколько продолжалось строительство собора, предполагают, что оно длилось более десятилетия. Работали только в теплое время года – с поздней весны до ранней осени. Храм был закончен, освящен и торжественно открыт в 1130 году.
в) Декоративные элементы оживляют обширные плоскости фасадов игрой света и тени. Особую художественную выразительность зданию в прошлом придавал естественный цвет стен, сложенных из серого, голубого и розоватого известняка-ракушечника (стены начали белить только с 15 века) и фресковые росписи на них (не сохранились).
На неискушенный взгляд, особенности архитектуры незаметны. Собор имеет простую призматическую форму и завершается главами, крытыми свинцовыми пластинами. Мастерство Петра проявилось в достижении особой гармонии самых обычных для того времени деталей и архитектурных частей. Стены Георгиевского собора, как и всех древних новгородских церквей, имеют неровную фактуру, словно они вылеплены руками.
Величие, монументальность и красоту собора подчеркивало многоцветие росписей, сплошь покрывавших стены и своды изнутри. Ощущение особой торжественности придает зданию гулкая тишина и эхо, рождаемое под его сводами. Иконы местного ряда выделялись особым богатством: позолоченными окладами с золотыми венцами, бриллиантами, изумрудами, жемчугом, рубинами.
г) Создав парадные сооружения, зодчий придал ему облик суровой неприступности. Он как бы подчеркнул особую роль, которую стал играть Юрьев монастырь в жизни Новгорода. Расположенный на водном пути “из варяг в греки”, монастырь вместе с Городищем образовал своего рода южные ворота города и был построен с учетом его возможных оборонительных функций.
Мысль о единстве светской и духовной власти подчеркивает архитектурное сходство Благовещенского и Георгиевского соборов, вставших друг против друга на противоположных берегах Волхова.
д) Георгиевский собор был обновлен и реконструирован много раз. Например, при вторжении Шведов на Новгородскую землю новгородцы сами сжигали монастыри и церкви, в их числе был и Юрьевский монастырь. Во время многочисленных реставраций фрески со стен были варварски сбиты, фрагменты их обнаружили под полом при раскопках в 30-х гг. нашего века. Сам же монастырь неоднократно достраивался и перестраивался так, что почти потерял свою первоначальную форму.
Первое упоминание о монастырской колокольне относится к началу 17 века, в описях она показана “каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, с 9 колоколами и боевыми часами о 4 колоколах”. К началу 18 века количество колоколов увеличилось до 12, а впоследствии до 32.
Как один из крупнейших центров новгородской политической жизни монастырь выступает только со второй четверти 12 века, когда Городище становиться постоянной княжеской резиденцией и монастырский собор, заменяя Софию, превращается в княжескую усыпальницу.
В 14-15 вв., в период расцвета Новгородской феодальной вечевой республики, монастырь богател благодаря поддержке новгородского боярства. По своему значению он считался первым из числа новгородских монастырей и издавна пользовался большими привилегиями и вотчинами, которые закрепляла за ним Вечевая республика. Даже после присоединения Новгорода к Москве в 1770 г., когда часть владений монастыря была изъята, оставались приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья, пойменные луга, рыбные промыслы и т.д. Крепостные платили монастырю, за их действиями следили жившие в деревнях “посельные монахи”.
Из-за своего привилегированного положения среди новгородских монастырей Свято-Юрьев именовался ЛАВРОЮ. А настоятели монастыря – игумены – с начала 14 века были архимандритами, и, почитаясь старшим духовным лицом после владыки, были благочинными над 50 его обителями и имели право архиерейского священнослужения не только у себя, но и в Софийском соборе. Являясь наместниками новгородских владык, они участвовали во всех важных делах и посольствах.
Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд – бить в блюдо во время общей трапезы. Обычай этот был заимствован у Греков. На край стола ставилось большое блюдо с пищей, старший из братии ударял в него большой лжицей (ложкой), говор и чтение молитв прекращались, все вставали и благословляли пищу, а затем начинали трапезу только вслед за игуменом. Впоследствии за трапезой в монастыре ставили особое блюдо, в которое ударяли.
Статьи по теме:
Слово и образ – основа отечественной культуры
Значит бесконечно многое. Во-первых, необходимо осмысленно продолжить: "Слово было у Бога и Бог был Слово", и совершенное Слово творит мир и реализуется в материальное бытие ("И стал свет ."), а бытие требует совершенн ...
Анализ некоторых картин художника
Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подо ...
Танец
Танцевать ли? А ведь с Богом все затанцуем.
Если Бог - то как не танцевать. Не удержишься.
В. В. Розанов
Но тихий восторг еще не для Егора. Ему подавай буйство, разгульную радость перед угрозой конца. Уныния рассудочности, умеренности, ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...