Не менее древним было празднование дня святого великомученика Георгия в апреле. Проводились пышные службы, Владыка ездил к монастырю к всенощному бдению и совершал литургию. Его встречали с крестами на берегу Волхова, Когда он приплывал на праздник в лодке. Стоимость seo продвижения сайта в казани сео продвижение саи та услуги и сервисы в казани.
Георгиевский собор Юрьева монастыря – место захоронения князей, посадников, духовенства, В 12 веке здесь были погребены князья Ростислав Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский. Здесь же находятся могилы матери и брата Александра Невского молодого князя Федора, а также князя Дмитрия Шемяки. На территории монастыря похоронен автор подробного описания жизни Юрьева монастыря – новгородский митрополит Макарий.
Когда Новгород присоединили к Москве, энергичный и властолюбивый Иван III приказал построить мост через Волхов к Юрьеву. Мост был снесен, как и прежний, волховской водой. Но более беспокоила обитель потеря по указу Ивана III половины земель.
С начала 18 в. Новгород превратился в глухой провинциальный городок России, уступив приоритет Петербургу. От Юрьева монастыря отошли угодья, крестьяне, приписные обители, он обветшал.
В 19 в. заметной фигурой стал монах Юрьева монастыря Фотий. Судьба его как священнослужителя была не очень благополучна, пока на пути его не встретилась и не стала его духовной дочерью миллионерша Анна Орлова. Благодаря связям Орловой о Фотие узнали в Петербурге. Он обратил на себя внимание прежде всего порицанием распространённых в то время мистических настроений в свете. Фотий добился аудиенции у императора Александра I и вскоре стал его приближенным. Анна Орлова, обладавшая несметным богатством, летом жила в полукилометре от Свято-Юрьева. На её деньги был заново отстроен монастырь, вернувший былое могущество и богатство и ставший единственным в губернии миллионером. Она же построила дорогу, по которой сейчас едут сюда паломники и туристы.
Об использовании монастыря как тюрьмы в 18-19 веках есть целый ряд документов. Сюда ссылались люди разных сословий за разнообразные проступки, но наибольшую часть монастырских узников составляло духовенство, ссылаемое за “непристойные духовному сану поступки”, “за раскол”, а иногда за пьянство, воровство, прелюбодеяние.
В 30-х. гг. нашего века в Юрьеве были проведены реставрационные работы. Была как бы снята короста, наросшая за века, убраны надстройки. И монастырь предстал почти в первозданном виде (исключая белую обмазку). Он был еще раз разрушен в начале 40-х годов, когда недалеко проходила линия фронта, и монастырь, как и весь город, был занят врагом, а на его некогда белых стенах были расположены снайперские гнезда.
Облик монастыря складывался на протяжении более чем 8 столетий, 70 лет хватило, чтобы изменить этот облик до неузнаваемости. Почта, магазин, ПТУ, чего только не было на территории монастыря, и без того пострадавшего в годы войны. В несуществующей ныне библиотеке монастыря, согласно описи 1917 года, хранилось ранее около 4000 рукописей и старопечатных книг. Для монастыря они сейчас практически утеряны.
И лишь с полдесятка лет назад возобновились службы. В 1988 году в честь святого Георгия в храме поставили “кружку” для сбора средств на реставрацию памятников зодчества. В 1989 открыли собственный художественный салон. В фонотеке Института русской литературы (Санкт-Петербург) бережно хранится чудом уцелевшая получасовая запись звона Юрьевских колоколов 1932 года. Самые известные и ценные из них – это “Неопалимая купина”, весом в 2100 пудов, и “Крест” - 1140 пудов, отлитые в начале 19 века. С 70-х годов шла работа по реставрации настенной живописи. И заботами владыки – архиепископа Новгородского и Старорусского Льва - монастырь был возвращен к жизни, корпуса хорошо отремонтированы, в саду - ухоженные вишневые деревья и пышные розовые кусты. Конечно, до былого великолепия садов, когда счет велся на сотни деревьев, еще далеко. Но в садово-огородных делах помогают студенты сельхоз-академии, например, вырастить и убрать овощи.
На настоящий момент в монастыре живут около 50 человек: три монаха, инок, шесть послушников, трудники. Приход маленький – человек 20 приезжают из города по воскресеньям. Здесь очень привечают паломников. Живет пожертвованиями и половиной сборов за вход в музейный Георгиевский собор. Таковы условия договора музея и монастыря. Понемногу обитель обзаводится хозяйством. Заново отстроены просфорня и пекарня с настоящими русскими печками. Восстановлен святой источник, в свое время варварски заваленный камнями и зацементированный с непонятной для нормального человека целью.
Статьи по теме:
Письменность
Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. до н. э. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады, прежде всего, стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. до н. э. Каждый знак этого ...
Творческий путь Михаила Александровича Врубеля
Творческий путь Михаила Александровича Врубеля (1856– 1910) был более прямым, хотя при этом и необычайно сложным. До Академии художеств (1880) Врубель окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1884 г. он едет в Киев рук ...
Возникновение театра марионеток
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью сп ...