Юрьевский монастырь

Материалы о культуре » Юрьевский монастырь

Страница 3

Не менее древним было празднование дня святого великомученика Георгия в апреле. Проводились пышные службы, Владыка ездил к монастырю к всенощному бдению и совершал литургию. Его встречали с крестами на берегу Волхова, Когда он приплывал на праздник в лодке. Стоимость seo продвижения сайта в казани сео продвижение саи та услуги и сервисы в казани.

Георгиевский собор Юрьева монастыря – место захоронения князей, посадников, духовенства, В 12 веке здесь были погребены князья Ростислав Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский. Здесь же находятся могилы матери и брата Александра Невского молодого князя Федора, а также князя Дмитрия Шемяки. На территории монастыря похоронен автор подробного описания жизни Юрьева монастыря – новгородский митрополит Макарий.

Когда Новгород присоединили к Москве, энергичный и властолюбивый Иван III приказал построить мост через Волхов к Юрьеву. Мост был снесен, как и прежний, волховской водой. Но более беспокоила обитель потеря по указу Ивана III половины земель.

С начала 18 в. Новгород превратился в глухой провинциальный городок России, уступив приоритет Петербургу. От Юрьева монастыря отошли угодья, крестьяне, приписные обители, он обветшал.

В 19 в. заметной фигурой стал монах Юрьева монастыря Фотий. Судьба его как священнослужителя была не очень благополучна, пока на пути его не встретилась и не стала его духовной дочерью миллионерша Анна Орлова. Благодаря связям Орловой о Фотие узнали в Петербурге. Он обратил на себя внимание прежде всего порицанием распространённых в то время мистических настроений в свете. Фотий добился аудиенции у императора Александра I и вскоре стал его приближенным. Анна Орлова, обладавшая несметным богатством, летом жила в полукилометре от Свято-Юрьева. На её деньги был заново отстроен монастырь, вернувший былое могущество и богатство и ставший единственным в губернии миллионером. Она же построила дорогу, по которой сейчас едут сюда паломники и туристы.

Об использовании монастыря как тюрьмы в 18-19 веках есть целый ряд документов. Сюда ссылались люди разных сословий за разнообразные проступки, но наибольшую часть монастырских узников составляло духовенство, ссылаемое за “непристойные духовному сану поступки”, “за раскол”, а иногда за пьянство, воровство, прелюбодеяние.

В 30-х. гг. нашего века в Юрьеве были проведены реставрационные работы. Была как бы снята короста, наросшая за века, убраны надстройки. И монастырь предстал почти в первозданном виде (исключая белую обмазку). Он был еще раз разрушен в начале 40-х годов, когда недалеко проходила линия фронта, и монастырь, как и весь город, был занят врагом, а на его некогда белых стенах были расположены снайперские гнезда.

Облик монастыря складывался на протяжении более чем 8 столетий, 70 лет хватило, чтобы изменить этот облик до неузнаваемости. Почта, магазин, ПТУ, чего только не было на территории монастыря, и без того пострадавшего в годы войны. В несуществующей ныне библиотеке монастыря, согласно описи 1917 года, хранилось ранее около 4000 рукописей и старопечатных книг. Для монастыря они сейчас практически утеряны.

И лишь с полдесятка лет назад возобновились службы. В 1988 году в честь святого Георгия в храме поставили “кружку” для сбора средств на реставрацию памятников зодчества. В 1989 открыли собственный художественный салон. В фонотеке Института русской литературы (Санкт-Петербург) бережно хранится чудом уцелевшая получасовая запись звона Юрьевских колоколов 1932 года. Самые известные и ценные из них – это “Неопалимая купина”, весом в 2100 пудов, и “Крест” - 1140 пудов, отлитые в начале 19 века. С 70-х годов шла работа по реставрации настенной живописи. И заботами владыки – архиепископа Новгородского и Старорусского Льва - монастырь был возвращен к жизни, корпуса хорошо отремонтированы, в саду - ухоженные вишневые деревья и пышные розовые кусты. Конечно, до былого великолепия садов, когда счет велся на сотни деревьев, еще далеко. Но в садово-огородных делах помогают студенты сельхоз-академии, например, вырастить и убрать овощи.

На настоящий момент в монастыре живут около 50 человек: три монаха, инок, шесть послушников, трудники. Приход маленький – человек 20 приезжают из города по воскресеньям. Здесь очень привечают паломников. Живет пожертвованиями и половиной сборов за вход в музейный Георгиевский собор. Таковы условия договора музея и монастыря. Понемногу обитель обзаводится хозяйством. Заново отстроены просфорня и пекарня с настоящими русскими печками. Восстановлен святой источник, в свое время варварски заваленный камнями и зацементированный с непонятной для нормального человека целью.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Эпоха, направление, стиль
… Эпоха, направление, стиль… Где границы этих понятий, как соотносятся они друг с другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И все же мы не найдем в них еди ...

Верхнеитальянское ваяние XVI века
Как в XV, так и в XVI веке скульптура верхней Италии служила преимущественно архитектурным задачам. Побеги старых школ давали о себе знать здесь еще долго и в новый век. Но и в верхней Италии начинают теперь преобладать главным образом то ...

Немецкое ваяние XVI столетия
После великих немецких скульпторов переходного времени от XV столетия к XVI, Фейте Штосе, Адаме Крафте, Питере Фишере и Тильмане Рименшнейдере, давших вечное выражение своему самостоятельному чувству природы и стилю в замечательных произв ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru