Цветовая гамма японского сада

Материалы о культуре » Цветовая гамма японского сада

Страница 1

Цвету, как и форме, и размеру, в японском саду придаётся большое значение, но это не значит, что сад представляет собой буйство ярких красок. На европейский взгляд, японский сад покажется одноцветным, но японец легко различит все полутона и оттенки, которые представил на суд гостей хозяин сада. Японский сад по цветовому оформлению и гамме можно сравнить с японской же живописью тушью: в оформлении используются приглушенные краски и мягкая цветовая гамма.

Логично предположить, что растения в японском саду представлены зеленоватыми оттенками – японцы просто не могут придать им другие, не существующие в природе, оттенки и ценят естественность, именно поэтому и не принято подкрашивать элементы композиции, как часто делается в западной флористике.

Каждый цвет несёт свой глубокий смысл, это самой собой, но японцы также считают, что каждый цвет обладает собственной душой и является живым существом, а значит, может быть злым и добрым, весёлым и грустным, а также цвет может влиять на человека в зависимости от своих «качеств». И одной из форм влияния является красота цвета – некрасивого цвета не бывает, нужно только увидеть в нём красоту.

Зелёный цвет традиционно обозначает природу и её силу, он доминирует в композиции японского сада, т.к. наиболее характерен для природных элементов. Но при этом сад не выглядит скучным, поскольку используется не просто зелёный цвет, а самые различные его оттенки – как уже говорилось выше. Наш любимый красный цвет создатели японских садов также используют – для придания яркости, но никогда не делают его ведущим цветом, т.к. по их мнению красный цвет несёт большой заряд отрицательной энергии и не даст расслабиться и обрести душевный покой. Жёлтый цвет также применяется, но только в приглушенном варианте – этот цвет является олицетворением божественной силы и может быть иногда чрезмерно «солнечным». Тем более в оформлении не используется белый цвет, который считается символом траура и грусти и вряд ли сможет расположить смотрящего к положительным эмоциям – уж японца-то точно.

Помимо использования различных цветов в определённых целях японцы также используют способности самого цвета, например, коричневый цвет наиболее насыщен в полумраке, а серый объект становится темнее, если рядом с ним расположен зелёный. Коричневый и серый цвета являются самыми популярными при составлении композиции и при этом имеют совершенно другое значение, нежели в нашей культуре. Эти цвета считаются самыми глубокими, их энергия притягивает взгляд и у японцев серый и коричневый не воспринимаются как символы старости и увядающей природы.

Есть в японском саду и яркие пятна – чаще всего это цветы и различные плоды, но их не так много – излишняя пестрота в данном случае не уместна. Тем не менее при создании тропинок, скамеек или мостиков яркие цвета не используются – это бы нарушило спокойствие и умиротворённость окружающей природы. Большое значение придаётся линии, по которой скользит взгляд посетителя при осмотре сада, поэтому все цвета вводятся в общую композицию линейно. Цвет используется не для того, чтобы как-то выделить окрашенные в него предметы, но для того, чтобы привлечь внимание к другим компонентам сада. Цвет помогает акцентировать внимание зрителя в случае большого количества элементов – например, красоту силуэта сосны можно подчеркнуть, посыпав пространство вокруг неё жёлтым песком. Японский сад наполнен контрастами во всех смыслах этого слова потому, что в основе японской же философии лежит соотношение двух противоположностей, начал – инь и ян. Именно поэтому в композициях часто используются сочетания тёмных и светлых пятен, также могут быть пятна и других цветов, противостоящих друг другу по направленности энергии.

В композиции сада редко бывают лишние элементы, здесь Вы не увидите беспорядочной мешанины цветов, да и вообще японцы стараются как можно меньше переходить от одного цвета к другому. К примеру, лист клёна осенью на спокойном зелёном фоне будет истинно японским элементом сада, а столь яркое пятно не нарушит душевного умиротворения.

Важное значение в саду имеет береговая линия – ручья или пруда – она чётко очерчивается и выделяется исходя из замысла садовода с помощью гальки или камней, также могут использоваться и яркие цветы. Таким образом взгляд останавливается на границе растений или камней и отвлекается от действительной физической границы сада. Также возможен и противоположный случай, когда границу между стихиями как бы стирают.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Вольф Губер
Самым значительным последователем Альтдорфера был Вольф Губер из Фельдкирха (работал между 1510 и 1545 г.г.), личность которого выступила еще яснее в работах Фосса и Риггенбаха, чем в работе Вильгельма Шмидта. Раньше он был известен тольк ...

Искусство 60–80-х годов
На рубеже 50–60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были подведены итоги проше ...

Вазопись геометрического стиля
Вазопись геометрического стиля является тем видом искусства, который наиболее полно позволяет представить художественную культуру эпохи тёмных веков. Как отмечает М.В. Алпатов, «греческая вазопись находит себе «предков» в искусстве других ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru