В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т. е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля.
Т. о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира (в чем единство?):
Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог — наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;
Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы;
Томас Гоббс утверждает: единство — в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;
Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад — самоценных завершенных жизненных организмов.
Вообще, идея Божества — как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, — характерна для умонастроения эпохи.
Статьи по теме:
Парадигма и дискурс в культурологии
В ХIХ веке науку принято было определять как "систему знаний", независимую, в принципе, от социального контекста и форм коммуникации. Сегодня науку все чаще определяют как коммуникативный феномен, тип дискурса, диалога, подчиняю ...
Вавилонская башня
«В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна – это когда не получаешь того, что хочешь, другая – когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия».
Оскар Уайльд
Библия говорит о «земле Сен-наарской» как о месте, где зародилась ...
Немецкая скульптура в 16 в
Немецкая скульптура в 16 в. не достигла такого высокого уровня развития, как живопись и графика. Однако хотя среди скульпторов этого столетия не было художников, равноценных Дюреру или Гольбейну, все же целый ряд мастеров скульптуры вполн ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...