Философия

Культура барокко » Философия

В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т. е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля.

Т. о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира (в чем единство?):

Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог — наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;

Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы;

Томас Гоббс утверждает: единство — в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.

Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;

Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад — самоценных завершенных жизненных организмов.

Вообще, идея Божества — как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, — характерна для умонастроения эпохи.

Статьи по теме:

Изучение иконы Богоматери
Изучение иконы Богоматери благовещенского чина позволяет проследить в ее иконографической схеме признаки двух последующих русских изводов. Мафорий Богоматери на этой иконе спадает за спиной острым треугольником, впереди – правая пола бого ...

Композиция картины Сурикова „Меншиков в Березове"
В.Суриков. Меншиков в Березове. 1883. Москва, Третьяковская галерея Среди картин Сурикова „Меншиков в Березове" принадлежит к числу самых известных. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. В них передаются п ...

Качества речи и способы их достижения
КАЧЕСТВА РЕЧИ - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор Б.Н.Головин относил правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru