Сообщество

Материалы о культуре » Молодежная субкультура » Сообщество

Страница 1

Поле символики. Существует ещё другой спосоь опреде-

ления (или представления) сообщества, кроме как через его

локализацию в социальной структуре: через символику.

Именно так обычно происходит на уровне обыденного созна-

ния или журналисткой практики: пытаясь выяснить, кто такие

хиппи (или панки и проч.), мы прежде всего описываем их

знаки. А.Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газе-

те" изображает тусовку волосатых: "Лохматые, в залатаной

и сильно потёртой одежде, иногда босые, с холщовыи торбами

и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными

лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохажи-

ваются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых

львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживлённо

беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покурива-

ют .". Автор передаёт как бы непосредственное впечатле-

ние, просто указывая на явление: "вот оно". Указание здесь

- способ введения понятия (вместо аналитического определе-

ния). Если присмотреться, то оказывается: это "непосредс-

твенное впечатление" на самом деле целенаправленно вычле-

няет из наблюдаемой реальности символику тусовочного

сообщества. Практически все, что упоминает А.Петров, слу-

жит у волосатых опознавательными знаками "своих". Здесь

символика внешности: лохматая прическа, потертая одежда,

самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика: вы-

шитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых

хиппи); антивоенные лозунги, типа: "Любите, а не воюйте",-

знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.

Поведение, описанное в приведённом пассаже: неторопливые

прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная

непринуждённость,- тоже знак. Это все форма, а не содержа-

ние общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки при-

надлежности к сообществу - и именно их описывают, желфя

это сообщество представить. И дейстаительно, наличие осо-

бой символики, расцениваемой как "своя", есть уже безус-

ловный знак существования коммуникативного поля, некоторо-

го социального образования. А.П.Коэн, например, вообще

определяет сообщество как поле символики: "Реальность со-

общества в восприятии людей,- пишет он,- заключается в их

принадлежности . к общему полю символов". И далее: "Восп-

риятие и понимание людьми их сообщества . сводится к ори-

ентации по отношению к его символизму.

Наличие своей символики создает возможность образования

общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации.

Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информа-

ция; в таком виде она отличима от чужой. А следовательно,

возникает разница в плотности коммуникативных связей внут-

ри той сферы, где действует символ, и вне её. Это и есть

сгущение контактов, на базе которого формируются социаль-

ные структуры.

Насколько это справедливо для Системы? Сложилось ли на

базе её символики социальное образование? Как уже говори-

лось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой:

в её недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают од-

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

«Иван-Царевич на сером волке»
В картине Иван Царевич на Сером Волке Васнецов воспроизвел эпизод из Сказки об Иване Царевиче, Жар Птице и о Сером Волке, изложенной А. Н. Афанасьевым по тексту, восходящему к лубочному изданию XVIII века “Иван Царевич, сидя на Сером Волк ...

Искусство XVII века
XVII столетие – один из самых сложных и противоречивых периодов в средневековой русской истории. Недаром его называли «бунташным» – оно взрывалось «Медным» и «Соляным» бунтами. Народное недовольство вылилось в восстания под предводительст ...

Пять мифов Петербурга
Во все времена Петербург строился с оглядкой - на "золотой век", на определенную идею, концепцию. Он всегда пытался воплотить некий идеал, лежавший чаще в прошлом чем в будущем. Представление о Петербурге, его по выражению Анциф ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru