Сообщество

Материалы о культуре » Молодежная субкультура » Сообщество

Страница 1

Поле символики. Существует ещё другой спосоь опреде-

ления (или представления) сообщества, кроме как через его

локализацию в социальной структуре: через символику.

Именно так обычно происходит на уровне обыденного созна-

ния или журналисткой практики: пытаясь выяснить, кто такие

хиппи (или панки и проч.), мы прежде всего описываем их

знаки. А.Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газе-

те" изображает тусовку волосатых: "Лохматые, в залатаной

и сильно потёртой одежде, иногда босые, с холщовыи торбами

и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными

лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохажи-

ваются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых

львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживлённо

беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покурива-

ют .". Автор передаёт как бы непосредственное впечатле-

ние, просто указывая на явление: "вот оно". Указание здесь

- способ введения понятия (вместо аналитического определе-

ния). Если присмотреться, то оказывается: это "непосредс-

твенное впечатление" на самом деле целенаправленно вычле-

няет из наблюдаемой реальности символику тусовочного

сообщества. Практически все, что упоминает А.Петров, слу-

жит у волосатых опознавательными знаками "своих". Здесь

символика внешности: лохматая прическа, потертая одежда,

самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика: вы-

шитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых

хиппи); антивоенные лозунги, типа: "Любите, а не воюйте",-

знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.

Поведение, описанное в приведённом пассаже: неторопливые

прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная

непринуждённость,- тоже знак. Это все форма, а не содержа-

ние общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки при-

надлежности к сообществу - и именно их описывают, желфя

это сообщество представить. И дейстаительно, наличие осо-

бой символики, расцениваемой как "своя", есть уже безус-

ловный знак существования коммуникативного поля, некоторо-

го социального образования. А.П.Коэн, например, вообще

определяет сообщество как поле символики: "Реальность со-

общества в восприятии людей,- пишет он,- заключается в их

принадлежности . к общему полю символов". И далее: "Восп-

риятие и понимание людьми их сообщества . сводится к ори-

ентации по отношению к его символизму.

Наличие своей символики создает возможность образования

общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации.

Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информа-

ция; в таком виде она отличима от чужой. А следовательно,

возникает разница в плотности коммуникативных связей внут-

ри той сферы, где действует символ, и вне её. Это и есть

сгущение контактов, на базе которого формируются социаль-

ные структуры.

Насколько это справедливо для Системы? Сложилось ли на

базе её символики социальное образование? Как уже говори-

лось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой:

в её недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают од-

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Системный подход в культурологии
Системный подход в культурологии - методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (философия культуры, теория кул ...

Дюрер
Уже на пороге нового столетия возвышается сильная художественная личность Альбрехта Дюрера (1471 – 1528), славного немецкого мастера, уже в XVI столетии в Германии и за границей слывшего за великого даже между самыми великими. Он сам с го ...

Потомки Оболенских
Но не всем потомкам князей была дана возможность реализовать себя на Родине. В годы революции Оболенские были вынуждены эмигрировать заграницу. Есть небольшие сведения о дочери Алексея Дмитриевича – Анне, у которой был дар художницы. Мног ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru