Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история

Материалы о культуре » Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века » Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история

Страница 1

Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города.

16 мая 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость, которая должна была защищать отвоёван-ные у шведов в ходе Северной войны земли. Эта дата вошла в историю как день рождения города, стремительно развивавшегося под прикры-тием неприступной крепости.

План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые - кирпичные. Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения. Для большинства строений Петропавловской крепости характерно долговременное строительство. Над многими зданиями, входящими в композицию Петропавловской крепости, трудилось несколько поколений зодчих. Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской крепости была заточена знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшая на российский престол. В бастионах Петропавловской крепости были заточены руководители и участники восстания декабристов, организаторы покушения на императора Александра II, писатели Николай Чернышевский, Максим Горький и многие другие. Тюрьма славилась тем, что из нее невозможно было бежать: за все ее историю из нее не было совершено ни одного побега. Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713-1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из яшмы и орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний Российский император и его семья погребены в Екатерининском пределе Петропавловского собора. Сегодня на территории крепости работает несколько постоянных музейных экспозиций. В Комендантском доме посетители могут познакомиться с историей Петербурга.

На Петроградском острове в 1703 году был построен скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Этот домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра I, был сооружен солдатами Семеновского полка в рекордно короткие сроки - с 24 по 26 мая 1703 года. "Красные хоромы" были срублены из тесаных сосновых бревен, снаружи окрашены под кирпич, а изнутри обиты холстом "на голландский манер". Царская резиденция отличалась небольшими размерами (кабинет и столовая, разделенные сенями и спальней) и скромным внутренним убранством. Стены и потолки комнат были обтянуты грубым белым холстом. Петр I любил небольшие размеры помещений и проемов, поэтому высота потолков равнялась всего двум с половиной метрам, а входная дверь была еще ниже. Петр I периодически жил во "дворце" с 1703 по 1708 год во время своих визитов в строящийся Петербург. В доме не было печи и дымохода, поэтому жить в нем можно было только летом. На крыше "дворца" стояли вырезанные из дерева изображения мортиры и двух бомб с "горящим пламенем". Климат Петербурга разрушительно действовал на первый петербургский дворец, и уже в 1723 году по указу царя домик был окружен защитной галереей с крышей. В 1844 году домик Петра I был защищен кирпичным футляром, выполненным по проекту архитектора Р. Кузьмина. В конце 19 века в садике перед царским дворцом был установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора П. Забелло. В 1930 году в домике Петра разместился историко-мемориальный музей. Во время Второй мировой войны экспонаты музея были эвакуированы или надежно спрятаны в пределах города. Сам домик, поврежденный во время артобстрела, был отреставрирован, и уже в 1944 году открыт для посетителей. Сегодня в экспозиции музея представлены предметы быта петровского времени, а также личные вещи Петра I и его ближайших сподвижников. Посетители могут увидеть голландскую печь петровских времен, облицованную расписными изразцами, а также мебель, характерную для петровской эпохи. Комнаты домика Петра I украшены гравюрами, небольшими картинами работы неизвестных голландских художников, предметами декоративно-прикладного искусства. В экспозиции также представлена лодка-верейка, построенная, по преданию, самим Петром I. Здесь же экспонируются материалы, рассказывающие о событиях Северной войны и основании Петербурга, а также о строительстве и истории домика Петра. Одним из главных экспонатов музея является гипсовый оттиск руки основателя Петербурга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Отец-подкулачник и сын-пионер
Легенда о юном пионере, погибшем от рук отца-кулака в сентябре 1932 года в Уральских лесах, неподалеку от тех мест, где нашли свой конец царские страстотерпцы и новомученики, до сих пор покрыта тайной. Скорее всего, это было дело рук ГПУ. ...

Мыслители Древней Греции о культуре
Древние греки использовали и такой термин, как "калогатия". Он выражал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в кот ...

Античная пластика
Прекрасны образы, запечатленные в скульптурах древних мастеров. Однако насколько различен подход к созданию изваяний в древнем мире. Скульптуры древности пронизаны философией эпохи, отражают отношение древнего общества к человеку, зачасту ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru