История военного мундира

Материалы о культуре » История военного мундира

Страница 1

История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке. Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и в более ранее время. В России такая одежда была уже у стрельцов. В петровскую эпоху с формированием регулярной армии значение форменного костюма возросло.

Следует отметить, что замена в армии традиционной для Руси одежды на европейскую также, как и запрет дворянам носить другие виды костюма, кроме европейского находились в ряду широких реформ Петра I, носивших определенный знаковый характер.

Говоря о развитии военного костюма в целом, следует помнить, что двумя его особенностями являются функциональность и традиционность, т.е. использование того или иного вышедшего из употребления элемента в связи с определенными историческими событиями, традициями, наконец, как видимого знака различия и награды. Кроме того, форменный костюм играет большую роль для развития духа корпоративности, особого чувства единства тех, кто носит мундир той или иной воинской части.

Время правления Павла и Павловичей можно назвать временем расцвета в России систем военного мундира. Если Петр I положил начало унификации одежды для военных, но не успел её закончить - помешала длившаяся более 20-ти лет Северная война, то весь XVIII век русская военная форма менялась, согласно канонам, им заложенным. При этом, критикуя Павла I за приверженность прусским традициям униформы, нельзя забывать, что Петр I так же заимствовал германские образцы для привнесения их на русскую почву, в частности, саксонские. Саксонцы были союзниками России в Северной войне. Если проследить спектр цветов, характерных для обмундирования полков русской армии в этот период, то можно заметить, что одним из преобладающих цветов будет красный – цвет мундиров саксонских солдат. Да и покрой одежды петровской армии тоже был чужд русской традиции. Можно утверждать, что Павел I лишь повторял то, что до него делали практически все русские монархи, начиная с Петра Великого – заимствовал наиболее популярные образцы военного костюма в Европе. Он привнес не чуждую русской армии униформу, а наоборот, направил развитие военной одежды в одно русло с общеевропейской, из которого она была выведена так называемой потемкинской реформой.

Павел I, много сделавший для приведения русской армии в нормальный, с его точки зрения, вид, был не понят современниками . Главными критиками нового мундира оказались офицеры, но не потому, что это обмундирование им в действительности пришлось не по вкусу, а из-за того, что это был яркий показатель изменяющихся порядков в армии. Дворянская среда понимала, что наступает конец прежней екатерининской вольнице. Вместе со штиблетами, эспонтонами и буклями наступало время всеобъемлющей дисциплины и порядка. Конечно. это насаждение новых традиций шло не без перегибов со стороны императора. В нем сочетались дух средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два несовместимых состояния и привели к трагедии 11 марта 1801г., когда император Павел I был убит собственными гвардейскими офицерами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Влияние собора Нотр-Дам в ”артре и развитие альтернативных типов храмовой архитектуры
Собор в Шартре задал высокий стандарт готической архитектуры - стандарт, превзойти который, казалось, было невозможно. И в то же время готическая архитектура еще далеко не достигла вершины своего развития: соперничать с шартрским собором ...

Качества речи и способы их достижения
КАЧЕСТВА РЕЧИ - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор Б.Н.Головин относил правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, ...

О фактуре масляной живописи
Понятие фактуры в живописи имеет двоякое толкование. Можно с огромным мастерством передать в картине переливы шелка, глубину матовой поверхности бархата, блеск стекла и металла - то есть внешний облик этих предметов. Однако с такой фактур ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru