Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история

Материалы о культуре » Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века » Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история

Страница 4

Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 году по проекту архитектора Г. Маттарнови на Васильевском острове. Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I. За период постройки Кунсткамеры, продолжавшейся с 1718 по 1734 год, строительством руководили несколько архитекторов: Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов. В 1747 году большой пожар оставил от здания только обгоревший остов. Архитектору С. И. Чевакинскому в 1754-1758 удалось восстановить Кунсткамеру, но без верхнего яруса башни. Эта часть композиции была воссоздана лишь после Великой Отечественной войны архитектором Р. И. Каплан-Ингелем. Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М. В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись". В 1727 году из палат опального вельможи Кикина в Кунсткамеру были перенесены коллекции Петра I, а в следующем году состоялось официальное открытие музея. С этого времени "в Кунсткамере всегда великое людство" было. До конца 18 века в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I. Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, сформированный на базе петровских коллекций, которые значительно расширились в последующие годы. Вскоре после Великой Отечественной войны в помещении Кунсткамеры был открыт музей М. В. Ломоносова. Великий русский ученый почти четверть века проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания первого русского академика. На протяжении вот уже трех веков собрание Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется. Многие известные путешественники (Д. Кук, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лиснянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого петербургского музея. В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие. Один из самых известных экспонатов музея - уникальный Готторпский глобус-планетарий, созданный в 17 веке в Германии. Он был подарен Петру I в ходе Северной войны и привезен в Петербург в 1717 году. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра. Снаружи на нем были изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса находился первый в мире планетарий.

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М. Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой двенадцатьодинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач.

Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую. Помимо того, что в нем размещались высшие органы государственного управления, на первом этаже со стороны центральной площади, под аркадой "гостиного двора", располагались торговые ряды и лавки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

О фактуре масляной живописи
Понятие фактуры в живописи имеет двоякое толкование. Можно с огромным мастерством передать в картине переливы шелка, глубину матовой поверхности бархата, блеск стекла и металла - то есть внешний облик этих предметов. Однако с такой фактур ...

Роль искусства в социологической теории А. Швейцера как духовно-оппозиционного начала
Проблема взаимовлияния искусства и цивилизации в XX веке волновала и такого известного франко-немецкого мыслителя и социолога, как Альберт Швейцер (1875—1965). Началом любой полноценной жизни, по его мнению, является непоколебимая преданн ...

Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru