Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Материалы о культуре » Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Страница 1

Песнопения, входящие в нотированные Октоих, Триодь и Обиход и определяемые в них термином "Блаженны", связаны с сюжетом о "благоразумном разбойнике", изложенном в апокрифическом "Исправлении о двою разбойнику". События повествования охватывают два эпизода: первый повествует о бегстве Иосифа с Марией и младенцем в Египет, когда они попадают в руки разбойников; второй – о распятии Иисуса Христа, когда по обе стороны креста по приказу Пилата были распяты два разбойника – сыновья тех, кто в свое время пленил Иосифа. Один из них ("благоразумный разбойник"), когда-то вскормленный Богородицей, уверовав в божественное происхождение Христа, обращается к нему со словами: "Помяни мя Господи, егда приидеши во царствии своем". Это событие и послужило сюжетной основой для песнопений, носящих в церковно-певческих книгах название "Блаженны". К.Т. Никольский в "Обозрении богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному Уставу" пишет: "Словом "Блаженны" обозначаются в богослужебных книгах, во-первых, Евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за разные добродетели (Матф. V, 3-12, 21), во-вторых, те песнопения (тропари канонов), которые поются на Литургии за сими стихами, иначе – имеют перед собою стихи о блаженствах. В Уставе церковном слово "блаженны" чаще всего употребляется во втором значении". Блаженны составляют третий из "изобразительных", то есть прославляющих, антифонов, исполняющихся на второй части Литургии Св. Иоанна Златоуста (Литургии оглашенных) и звучащих во время Малого Входа. Блаженнам предшествуют Евангельские стихи о блаженствах:

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол…

В нотированных Октоихах Блаженны распределяются обычно в соответствии с принципом книги на отдельные песнопения внутри каждого гласа или записываются в виде отдельного самостоятельного цикла. Иногда в певческих рукописях Блаженны фиксируются дважды: внутри Октоиха и как самостоятельный цикл (например, в рукописи Российской национальной библиотеки2 Кирилло-Белозерского монастыря 681/938). Название произведений чаще всего ограничивается указанием "Блаженны", иногда же они определяются "На литоргии ирмос блаженна" (Кир.-Бел. 681/938) или "Самогласникы ирмоси на блаженах из октаика" (Кир.-Бел. 659/916), что подчеркивает самостоятельность ("самогласность") их напева. Определение данных песнопений как ирмосов закономерно, так как в полном своем виде октайные Блаженны состоят из восьми песнопений в каждом гласе, и в них события раскрываются подробно. Наиболее же часто выписываемый цикл Блаженн представлен одним песнопением в каждом гласе, то есть только ирмосом. Восемь основных Блаженн (по одному нотированному песнопению-"ирмосу" в каждом гласе) составляют основной цикл; расширенный же их состав (по восемь песнопений в каждом из восьми гласов) образует полный цикл.

Полный цикл октайных Блаженн в церковно-певческих книгах встречается крайне редко, преимущественно в нотолинейных рукописях 18 века, как в одноголосном изложении (РНБ Соловецкое собрание 622/666), так и многоголосном (Солов. 619/654). В более ранних нотированных рукописях они пока не выявлены, хотя ненотированные Октоихи тексты Блаженн включают регулярно .

Кроме октайных Блаженн, в пение за богослужением включались и другие, содержащиеся, в частности, в Триоди. Так в знаменитой рукописи инока Христофора (РНБ, Кир.-Бел. 665/922) в Триоди после Страстей выписан цикл Блаженн только четвертого гласа, состоящий из восьми песнопений, и первый из них совпадает с октайной Блаженной четвертого гласа основного цикла. Однако распев данного одинакового текста в Триоди и в Октоихе различен, и это свидетельствует о том, что распевы повторяющихся текстов зависят не от собственно текстов, а от раздела богослужения, в которое они вводятся.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Немецкая скульптура в 16 в
Немецкая скульптура в 16 в. не достигла такого высокого уровня развития, как живопись и графика. Однако хотя среди скульпторов этого столетия не было художников, равноценных Дюреру или Гольбейну, все же целый ряд мастеров скульптуры вполн ...

Вечерний звон
От сумы да тюрьмы не зарекайся (Русская пословица) "История эта началась в исправительно-трудовом лагере, севернее города "Н", в местах прекрасных и строгих". Начало истинно шукшинское - серьезное, лиро-эпическое. Не ...

Половое и возрастное деление аниме
Аниме по полово-возрастному признаку можно разделить на четыре больших раздела: 1. Аниме для детей (кодомо-аниме) – примерно до окончания младшей школы (1-6 классы – до 10-11 лет); 2. Аниме для подростков-юношей (сёнэн-аниме) – средняя ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru