Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Материалы о культуре » Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Страница 3

Бытование Блаженн в богослужебной певческой практике распадается на два условных этапа: в виде одноголосного распева и в виде многоголосного распева, сформировавшегося на основе одноголосного. К тому же в рукописях сохранились авторский ("жуковский") и местные ("греческий", "киевский") распевы Блаженн. Устойчивое появление Блаженн в нотированном Октоихе отмечается в рукописях, начиная с 16 века, в частности, в рукописи инока Елисея Вологжанина (РНБ, Кир.-Бел. 652/909). Этот распев сохраняет основную форму соотношения текста и мелодики, когда количество нотных знаков равно количеству слогов. В дальнейшем в рукописях отмечается постепенное усложнение распева Блаженн: появляются мелизматические обороты, фитные и лицевые начертания. Наибольшей сложности монодическое звучание Блаженн достигает в "большом распеве" (РНБ, Кир.-Бел. 663/920), отличающемся протяженностью мелодики, сложностью интонационных оборотов. Многоголосные Блаженны формировались в результате обработки одноголосного знаменного распева (РНБ, Солов. 618/654), в том числе греческого (РНБ, Солов. 1194/1338, 1320, 1351, 1353) или путевого (Епархиальное собрание Государственного исторического музея 5а, 5б, 5в, 5г), помещаемых в теноровую партию. Смоленский С.В. писал о таких обработках: "Гораздо проще, спокойнее и здравомысленнее гармонизации древних распевов на 4 голоса, полные точного соблюдения распева (в теноре), самой простой к нему гармонии в остальных голосах, украшенной однако иногда быстрыми и довольно развязными голосовыми ходами в басу, составлявшими фиоритурное искусство "эксцеллентования" (excellenter canere). В этой форме по несколько раз были сполна гармонизованы почти все наши певческие книги, а также изложены почти все обиходные киевские и греческие напевы".

Таким образом монодийные и многоголосные распевы Блаженн составляют целостную традицию представления текстов, охватывающую несколько столетий.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Сущность и социальная роль искусства
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возника ...

Античная пластика
Прекрасны образы, запечатленные в скульптурах древних мастеров. Однако насколько различен подход к созданию изваяний в древнем мире. Скульптуры древности пронизаны философией эпохи, отражают отношение древнего общества к человеку, зачасту ...

Творчество Андрея Рублёва
Андрей Рублёв воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по произведениям созданным Феофаном Греком в его московский период (Донская ико ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru