Бытование Блаженн в богослужебной певческой практике распадается на два условных этапа: в виде одноголосного распева и в виде многоголосного распева, сформировавшегося на основе одноголосного. К тому же в рукописях сохранились авторский ("жуковский") и местные ("греческий", "киевский") распевы Блаженн. Устойчивое появление Блаженн в нотированном Октоихе отмечается в рукописях, начиная с 16 века, в частности, в рукописи инока Елисея Вологжанина (РНБ, Кир.-Бел. 652/909). Этот распев сохраняет основную форму соотношения текста и мелодики, когда количество нотных знаков равно количеству слогов. В дальнейшем в рукописях отмечается постепенное усложнение распева Блаженн: появляются мелизматические обороты, фитные и лицевые начертания. Наибольшей сложности монодическое звучание Блаженн достигает в "большом распеве" (РНБ, Кир.-Бел. 663/920), отличающемся протяженностью мелодики, сложностью интонационных оборотов. Многоголосные Блаженны формировались в результате обработки одноголосного знаменного распева (РНБ, Солов. 618/654), в том числе греческого (РНБ, Солов. 1194/1338, 1320, 1351, 1353) или путевого (Епархиальное собрание Государственного исторического музея 5а, 5б, 5в, 5г), помещаемых в теноровую партию. Смоленский С.В. писал о таких обработках: "Гораздо проще, спокойнее и здравомысленнее гармонизации древних распевов на 4 голоса, полные точного соблюдения распева (в теноре), самой простой к нему гармонии в остальных голосах, украшенной однако иногда быстрыми и довольно развязными голосовыми ходами в басу, составлявшими фиоритурное искусство "эксцеллентования" (excellenter canere). В этой форме по несколько раз были сполна гармонизованы почти все наши певческие книги, а также изложены почти все обиходные киевские и греческие напевы".
Таким образом монодийные и многоголосные распевы Блаженн составляют целостную традицию представления текстов, охватывающую несколько столетий.
Статьи по теме:
Проблемы изучения византийской живописи
Значение византийского наследия для истории древнерусского искусства было угадано Ф. Буслаевым уже более ста лет тому назад. Дальнейшее изучение этого наследия все более подкрепляет его взгляды. Признание роли византийского наследия для ...
Кризис риторики: период новой теории и истории словесности
В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения:
· язык изучается как лингвистическая система;
· словесность рассматривается как художественная литература и фольклор;
· риторика выведена из системы преподава ...
Эволюция итальянской архитектуры в 15 в
Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм. ...