Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Материалы о культуре » Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Страница 2

В основном цикле октайных Блаженн повествование о благоразумном разбойнике ни в одном из гласов целиком не раскрывается, а ограничивается отдельными эпизодами. Во 2-м, 6-м, 8-м гласах тексты песнопений вообще представлены только словами молитвы разбойника. При этом в тексте Блаженны восьмого гласа отмечается смысловой выход за пределы молитвы одного человека, и обращение к Христу носит уже обобщающий, всечеловеческий характер.

Глас 2: "Глас Ти приносим разбойничи, молимся

Помяни ны, Господи, во царствии си".

Глас 6: "Помяни мя, Боже, спасе мои,

Егда приидеши во царствии си

И спаси ны яко человеколюбец".

Глас 8: "Помяни мя Владыко, Боже спасе мира,

Яко же помяну разбойника на кресте

И сподоби всех едине щедре

Небесному царствию".

В Блаженнах 1, 3, 4, 5-го гласов тексты содержат эпизоды повествования, в различных выражениях раскрывающие суть события. Наиболее пространный текст представлен в Блаженне 4-го гласа, наиболее лаконичный – в Блаженне 5-го гласа. При этом тексты данных гласов содержат как "слова автора" - собственно повествование о событии, так и "прямую речь" - ключевую фразу, начинающуюся со слов: "Помяни мя…".

Глас 1: "Снеди ради изведе из рая враго Адамо,

Крестом же разбойника воведе Христо во него

Помяни мя, вопия, во царьствии си".

Глас 3: "Отвергшуся Христе заповеди Твоея

Праотцу Адаму из рая изгнал еси.

Разбойника же щедре исповедаша Тя,

На кресте во него воселило еси зовуща,

Помяни мя Спасе в царьствии си".

Глас 4: "Древа ради Адамо рая бысть исселено,

Древом же крестным разбойник в рай вселился,

Ово убо вкусив заповедь преступи сотворшаго овже

Распинаемо Бога, Тя исповедатающагося

Помяни мя, вопия, во царьствии си".

Глас 5: "Разбойника на кресте верова Тя,

Бога быти тебе исповеда чисто от сердца

Помяни мя, вопия, во царьствии си".

Текст Блаженны 7-го гласа сюжет о разбойнике использует лишь для сопоставления, сохраняя, тем не менее, "ключевую фразу" повествования:

Глас 7: "Красе бе и добр во снедь,

Иже мене уморивый плодо.

Христос есть древо жизненное

От него же яд и не умираю, но вопию с разбойникомо.

Помяни мя Спасе во царьствии си".

Таким образом, ни в одном из гласов не происходит целостного изложения событий (в песнопениях полного цикла этого тоже не происходит), и лишь в некоторых из них кратко говорится о сути отмечаемого. Различная форма повествования, неповторяемость текста дают основание утверждать, что в песнопениях, посвященных определенной теме и исполняемых в системе осмогласия в рамках Октоиха (то есть раз в неделю в определенное время в последовательном чередовании гласов) текст не повторялся неизменным. Он излагался, подвергаясь варьированию. Это весьма важно: многократное изложение какого-либо события предполагает не точное повторение текстов, а в различных их вариантах. Отсюда естественно проистекает и варьированность музыкального оформления текстов, обусловленная, в первую очередь, принадлежностью к различным гласам. В Блаженнах мы, однако, наблюдаем введение одной и той же ключевой фразы (при текстовом различии в целом): "Помяни мя…" - своеобразного смыслового лейтмотива, проходящего через тексты всех восьми гласов. Значение этого лейтмотива – ключевой фразы – подчеркивается и использованием для ее распева в разных гласах сходной музыкальной формулы.

Тексты Блаженн на протяжении веков до некоторой степени изменялись, что видно из сопоставления, например, текста Блаженны первого гласа по спискам середины 16 и конца 17 вв.:

Середина 16 века: Снеди ради изведе из рая враго Адамо.

Крестом же разбойника воведе Христосо во него.

"Помяни мя вопия во царьствии си".

Конец 17 века: Снедию изведе из рая враг Адама.

Крестом же разбойника Введе Христос во нь,

"Помяни мя зовуща, егда приидеши во царствии Твоем".

В приведенном примере видно, что изменения в тексте коснулись фонетической редакции (на смену раздельноречию приходит истинноречие), отказа от отдельных слов ("ради") и введения новых словосочетаний ("егда приидеши"), замены слов ("вопия" - "зовуща") и проч.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Искусство середины XVIII века
Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40–50-е годы –годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста нацио ...

«Большое дело творите вы!..»
Столь же одаренными, да и как могло быть иначе, были дети князя Оболенского. Дмитрий Александрович (1882 – 1964), их сын, в 1907 году избирался почётным мировым судьёй Городищенского уезда. С 1908 года он стал городищенским уездным предво ...

Архитектура Нарвских триумфальных ворот
При переводе русских надписей на латынь консультировались с известным филологом академиком Графе. Особенно беспокоило то, что в латинском тексте слово “гвардия” перевели как “преторианцы”. Оленин писал, что это было бы не очень удобным “п ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru