Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Материалы о культуре » Блаженны в русских церковно-певческих книгах

Страница 2

В основном цикле октайных Блаженн повествование о благоразумном разбойнике ни в одном из гласов целиком не раскрывается, а ограничивается отдельными эпизодами. Во 2-м, 6-м, 8-м гласах тексты песнопений вообще представлены только словами молитвы разбойника. При этом в тексте Блаженны восьмого гласа отмечается смысловой выход за пределы молитвы одного человека, и обращение к Христу носит уже обобщающий, всечеловеческий характер.

Глас 2: "Глас Ти приносим разбойничи, молимся

Помяни ны, Господи, во царствии си".

Глас 6: "Помяни мя, Боже, спасе мои,

Егда приидеши во царствии си

И спаси ны яко человеколюбец".

Глас 8: "Помяни мя Владыко, Боже спасе мира,

Яко же помяну разбойника на кресте

И сподоби всех едине щедре

Небесному царствию".

В Блаженнах 1, 3, 4, 5-го гласов тексты содержат эпизоды повествования, в различных выражениях раскрывающие суть события. Наиболее пространный текст представлен в Блаженне 4-го гласа, наиболее лаконичный – в Блаженне 5-го гласа. При этом тексты данных гласов содержат как "слова автора" - собственно повествование о событии, так и "прямую речь" - ключевую фразу, начинающуюся со слов: "Помяни мя…".

Глас 1: "Снеди ради изведе из рая враго Адамо,

Крестом же разбойника воведе Христо во него

Помяни мя, вопия, во царьствии си".

Глас 3: "Отвергшуся Христе заповеди Твоея

Праотцу Адаму из рая изгнал еси.

Разбойника же щедре исповедаша Тя,

На кресте во него воселило еси зовуща,

Помяни мя Спасе в царьствии си".

Глас 4: "Древа ради Адамо рая бысть исселено,

Древом же крестным разбойник в рай вселился,

Ово убо вкусив заповедь преступи сотворшаго овже

Распинаемо Бога, Тя исповедатающагося

Помяни мя, вопия, во царьствии си".

Глас 5: "Разбойника на кресте верова Тя,

Бога быти тебе исповеда чисто от сердца

Помяни мя, вопия, во царьствии си".

Текст Блаженны 7-го гласа сюжет о разбойнике использует лишь для сопоставления, сохраняя, тем не менее, "ключевую фразу" повествования:

Глас 7: "Красе бе и добр во снедь,

Иже мене уморивый плодо.

Христос есть древо жизненное

От него же яд и не умираю, но вопию с разбойникомо.

Помяни мя Спасе во царьствии си".

Таким образом, ни в одном из гласов не происходит целостного изложения событий (в песнопениях полного цикла этого тоже не происходит), и лишь в некоторых из них кратко говорится о сути отмечаемого. Различная форма повествования, неповторяемость текста дают основание утверждать, что в песнопениях, посвященных определенной теме и исполняемых в системе осмогласия в рамках Октоиха (то есть раз в неделю в определенное время в последовательном чередовании гласов) текст не повторялся неизменным. Он излагался, подвергаясь варьированию. Это весьма важно: многократное изложение какого-либо события предполагает не точное повторение текстов, а в различных их вариантах. Отсюда естественно проистекает и варьированность музыкального оформления текстов, обусловленная, в первую очередь, принадлежностью к различным гласам. В Блаженнах мы, однако, наблюдаем введение одной и той же ключевой фразы (при текстовом различии в целом): "Помяни мя…" - своеобразного смыслового лейтмотива, проходящего через тексты всех восьми гласов. Значение этого лейтмотива – ключевой фразы – подчеркивается и использованием для ее распева в разных гласах сходной музыкальной формулы.

Тексты Блаженн на протяжении веков до некоторой степени изменялись, что видно из сопоставления, например, текста Блаженны первого гласа по спискам середины 16 и конца 17 вв.:

Середина 16 века: Снеди ради изведе из рая враго Адамо.

Крестом же разбойника воведе Христосо во него.

"Помяни мя вопия во царьствии си".

Конец 17 века: Снедию изведе из рая враг Адама.

Крестом же разбойника Введе Христос во нь,

"Помяни мя зовуща, егда приидеши во царствии Твоем".

В приведенном примере видно, что изменения в тексте коснулись фонетической редакции (на смену раздельноречию приходит истинноречие), отказа от отдельных слов ("ради") и введения новых словосочетаний ("егда приидеши"), замены слов ("вопия" - "зовуща") и проч.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Эстетика романтизма
Романтизм – это великая эпоха в истории культуры. Наивно полагать, что 19 век – это век реализма и реалистической эстетики. От разрушения классицизма вплоть до символизма путь культуры являет собой разные лики эпохи романтизма. Вся истори ...

Примеры виртуальных экспозиций выставочной деятельности
На сегодняшний день на просторах Сети немало качественных ресурсов, представляющих собой такие виртуальные выставки. Условно их можно разделить на специализированные, региональные и глобальные. Начнем с региональных. Их организаторами ча ...

Воплощение эстетического идеала в скульптуре
Итак, человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры, Теория красоты и гармонии нашла свое прямое предназначение в скульптуре древних греков. Далее рассмотрим, как воплощали скульпторы эстетический идеал в своем искусстве. ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru