Слово и образ – основа отечественной культуры

Материалы о культуре » Слово и образ – основа отечественной культуры

Страница 3

Культура обеспечивает устойчиво-продуктивную жизнь общества на основе сохранения духовных и материальных ценностей – какие ценности пропагандируем мы "словесными" искусствами? Культура использует правила и прецеденты деятельности, которые являются фактами культуры (акад. Ю.В.Рождественский), требующими сохранения в культурной памяти общества. Наконец, культура есть сама форма словесной и иной семиотической коммуникации – если качество коммуникации нарушено, происходит существенное нарушение духовного единства общества.

Пример: 6 мая накануне Дня Победы канал СТС показывает очень милых немцев (киношников, художников), которые говорят, что "лучше бы не вспоминать нам с вами эту войну – зачем, мол, эти тяжелые воспоминания и переживания"? Так политика толерантности предает забвению факты культуры, и именно так ведется скрытая психологическая война с осторожным нарушением символического зонтика данной нации. Действительно, папуасы Новой Гвинеи ничего не помнят о нашей войне и потому живут себе спокойно на Новой Гвинее, а окультуренному человеку свойственно помнить и переживать факты собственной истории - иногда со слезами на глазах.

Что такое сегодняшняя отечественная культура слова и каково в связи с этим духовное состояние общества, покажем на рассмотрении двух, по-видимому, основных на сегодняшний день, видов современного слова (словесности).

Человек начинается с семьи, а его словесное воспитание несет на себе зримый отпечаток той семейной речевой атмосферы, которую предлагают ему родители. Надежды на то, что демократические изменения приведут к повышению культуры речи, к сожалению, не оправдались – и произошло это не без помощи отечественных СМИ.

Примером отсутствия ясной и продуманной пропаганды культуры русского слова может быть скрытая пропаганда непристойности и сквернословия, которая ведется в СМИ – иногда открыто, иногда под предлогом художественной необходимости. Проблему эту стоит обозначить вопросом: "мат русскому языку?".

В последней передаче "Народ хочет знать" обсуждается вопрос о защите русского языка и, в частности, защите от сквернословия. Хотя подавляющее большинство простой публики с возмущением говорит о непристойных, грязных словах, заполонивших экран и служащих примером для подражания, именно интеллигенты-филологи, испытывающие восторг перед "выразительностью" русского мата, правят бал… Вот ученый, написавший двенадцать томов русского мата (Алексей Юрьевич Плуцер-Сарно), вот с восторгом вворачивается идея: "все русские писатели очень любили материться…" (где, когда, в семье ли, в аристократическом ли салоне, в сочинениях ли – неважно, просто "любили…"); даже академик Лихачев в тюрьме, оказывается, написал диссертацию о русском мате (это академик-то Лихачев – символ русской культуры, который и прославился-то тем, что до перестройки руководил сектором древнерусской литературы).

Зло, как всегда, агрессивно, бахвально, красноречиво, а добро смиренно и стыдливо. Мы не научились еще "любить врагов наших и крушить врагов Отечества" в образе врагов отечественного слова. И хотя в конце передачи поэт Андрей Дементьев прочитал ахматовские строки "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!", осталось необъясненным следующее: чистота и честность жизни начинается с чистых мыслей и слов; нельзя чернить душу грязными словами; нельзя накликивать на себя проклятие, звучащее в каждом скверном слове.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Античное христианство: образ и слово
"Художник рассыпал цветы искусства: геройство мученика, его твердость в страданиях, диких зверей, пламенеющую пещь … . Все это живописец изобразил, как в книге, которая ясно говорит самыми художественно расположенными красками, и вес ...

Французское ваяние XVIII столетия
Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно ...

Функции первобытного и традиционного искусства
1) Идеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент ег ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru