Культура обеспечивает устойчиво-продуктивную жизнь общества на основе сохранения духовных и материальных ценностей – какие ценности пропагандируем мы "словесными" искусствами? Культура использует правила и прецеденты деятельности, которые являются фактами культуры (акад. Ю.В.Рождественский), требующими сохранения в культурной памяти общества. Наконец, культура есть сама форма словесной и иной семиотической коммуникации – если качество коммуникации нарушено, происходит существенное нарушение духовного единства общества.
Пример: 6 мая накануне Дня Победы канал СТС показывает очень милых немцев (киношников, художников), которые говорят, что "лучше бы не вспоминать нам с вами эту войну – зачем, мол, эти тяжелые воспоминания и переживания"? Так политика толерантности предает забвению факты культуры, и именно так ведется скрытая психологическая война с осторожным нарушением символического зонтика данной нации. Действительно, папуасы Новой Гвинеи ничего не помнят о нашей войне и потому живут себе спокойно на Новой Гвинее, а окультуренному человеку свойственно помнить и переживать факты собственной истории - иногда со слезами на глазах.
Что такое сегодняшняя отечественная культура слова и каково в связи с этим духовное состояние общества, покажем на рассмотрении двух, по-видимому, основных на сегодняшний день, видов современного слова (словесности).
Человек начинается с семьи, а его словесное воспитание несет на себе зримый отпечаток той семейной речевой атмосферы, которую предлагают ему родители. Надежды на то, что демократические изменения приведут к повышению культуры речи, к сожалению, не оправдались – и произошло это не без помощи отечественных СМИ.
Примером отсутствия ясной и продуманной пропаганды культуры русского слова может быть скрытая пропаганда непристойности и сквернословия, которая ведется в СМИ – иногда открыто, иногда под предлогом художественной необходимости. Проблему эту стоит обозначить вопросом: "мат русскому языку?".
В последней передаче "Народ хочет знать" обсуждается вопрос о защите русского языка и, в частности, защите от сквернословия. Хотя подавляющее большинство простой публики с возмущением говорит о непристойных, грязных словах, заполонивших экран и служащих примером для подражания, именно интеллигенты-филологи, испытывающие восторг перед "выразительностью" русского мата, правят бал… Вот ученый, написавший двенадцать томов русского мата (Алексей Юрьевич Плуцер-Сарно), вот с восторгом вворачивается идея: "все русские писатели очень любили материться…" (где, когда, в семье ли, в аристократическом ли салоне, в сочинениях ли – неважно, просто "любили…"); даже академик Лихачев в тюрьме, оказывается, написал диссертацию о русском мате (это академик-то Лихачев – символ русской культуры, который и прославился-то тем, что до перестройки руководил сектором древнерусской литературы).
Зло, как всегда, агрессивно, бахвально, красноречиво, а добро смиренно и стыдливо. Мы не научились еще "любить врагов наших и крушить врагов Отечества" в образе врагов отечественного слова. И хотя в конце передачи поэт Андрей Дементьев прочитал ахматовские строки "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!", осталось необъясненным следующее: чистота и честность жизни начинается с чистых мыслей и слов; нельзя чернить душу грязными словами; нельзя накликивать на себя проклятие, звучащее в каждом скверном слове.
Статьи по теме:
Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и
человека
Образцом для произведений искусства у греков является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Как было отмечено ранее античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, ...
Искусство советского периода. Искусство середины 40-х – конца 50-х годов
Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Например, в 1947 г. всесоюзная выст ...
Малевич и Клюн
В школе Рорберга Малевич встретился с Иваном Васильевичем Клюнковым (1873- 1943), известным в истории русского искусства под псевдонимом Клюн. В первые московские годы именно он был ключевой фигурой для будущего авангардиста. Знакомство в ...