В настоящее время в России 1100 городов, но, говоря о городе как среде обитания человека, некорректно говорить о "городе вообще". Города бывают разные: большие и маленькие, развивающиеся и депрессивные и т.д. Управление культурой города (культурная политика) с необходимостью должно учитывать эти особенности.
Это последнее упоминание того, что ты не автор работы, а лодырь.
Социокультурная ситуация (от политики до искусства) в больших городах определяется высокой развитостью их коммуникативной инфраструктуры. Чем больше город, тем лучше развиты городские средства массовой коммуникации (телевидение, радио, кинопрокат, СМИ), тем больше его инфосфера и тем большей социокультурной компетентностью обладает его население. Соответственно, чем больше город, тем большее количество напрямую зависящих от уровня культурной компетентности творческих отраслей, производящих инновационные технологии и продукты, может в городе развиваться. В свою очередь, развитие творческих отраслей увеличивает уровень культурной компетенции граждан.
Узкопрофильные города - текстильные, угольные, горнорудные промышленные центры - находятся в значительно более сложном положении. Узкая специализация отнимает у них свободу экономического маневра. Остановка градообразующего предприятия приводит к массовой безработице и отсутствию доходов в местном бюджете, что очевидно ведет к социокультурной деградации и маргинализации населения, которое составляют преимущественно представители субкультуры материальных производителей.
Отдельную группу составляют мегаполисы ("города-миллионники"), в сегодняшней России их 13 (США при вдвое большем населении имеет только 9 мегаполисов).
Разумеется, реализация культурной политики в каждом из этих типов городов должна учитывать их социокультурные и экономические особенности, а соответственно, опираться на различные технологии.
Комплексный подход позволяет рассматривать города России как будущие центры культурной индустрии, центры развития творческих отраслей экономики. Развитие сферы культуры в городах России продемонстрировало возможность перехода целого ряда творческих отраслей на коммерческие рельсы. Телевидение, издательское дело, художественные галереи и ряд других видов деятельности оказались способны существовать в рыночном режиме, и государство выступало в ряде случаев лишь в виде заказчика, решая с помощью этих предприятий свои приоритетные задачи (социальная реклама, издание учебников, обеспечение доступа к культуре для социально незащищенных групп и т.п.).
Вместе с тем государство продолжает субсидировать традиционные культурные учреждения - театры, музеи, библиотеки, архивы, концертные организации и т.п. Это оправданно, поскольку в большинстве случаев традиционные культурные учреждения (например, оперный театр) не могут существовать (и нигде в мире не существуют) в режиме полной самоокупаемости. Однако существующие законы и нормативы зачастую не позволяли государственным учреждениям культуры развивать коммерческую деятельность, которая могла бы стать дополнительным фактором обеспечения их устойчивости и развития. Например, в Великобритании и Франции большинство музеев давно приватизированы, ибо являются вполне доходными учреждениями.
Важным следствием такой политики стало то, что в организациях, субсидируемых государством, не получила развития современная предпринимательская, менеджерская культура, которая позволила бы им действовать более гибко, обращаться к новым аудиториям, решать социальные проблемы, привлекать современные творческие силы и сотрудничать с организациями других секторов, в том числе с представителями современных успешных "культурных индустрий".
И если в начале 1990-х гг. некоторые из организаций культуры фактически использовали государственные ресурсы для извлечения прибыли (не всегда оптимальным образом, например путем сдачи в аренду своих помещений), то с введением Бюджетного кодекса они вынуждены были отказаться от коммерции, от любого намека на рентабельность.
Таким образом, сегодня в сфере культуры существуют, с одной стороны, некоммерческие государственные организации, деятельность которых является во многом неэффективной и архаичной, а с другой - коммерческие предприятия, отданные целиком на волю "дикого рынка", которые эффективно удовлетворяют массовые вкусы и потребности.
Статьи по теме:
Первые "движущиеся картины"
Самые ранние попытки записать движение относятся к XV-VIII тысячелетиям до н. э. В пещере Альтамира в провинции Сантандер (Северная Испания) в 70х гг. XIX в. были обнаружены рисунки первобытного человека - множество изображений животных. ...
Семеновская матрешка
Семенов — крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли «ложкарной столицей» России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игр ...
Как выглядел древнегреческий театр
Древнегреческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной, боковые — параскениями, а сама ...