Сегодняшняя социокультурная ситуация характеризуется как неравномерностью развития различных регионов страны, так и повышением уровня специализации социальных групп и отдельной личности, что приводит к существенным различиям во вкусах и интересах, в стандартах потребления и уровне восприятия информации, в коммуникативных навыках и уровне культурной компетенции представителей различных территориальных и социальных групп.
И сколько бы ни говорили о "конце идеологии" западные либеральные мыслители, именно идеология и пропаганда - та сфера жизнедеятельности государства и общества, которую обеспечивает культурная политика.
Понятно, что город как среда обитания отличается от деревни. За восемьдесят лет советской власти так и не удалось решить провозглашенную партией задачу "стирания отличий между городом и деревней". Нашей стране не удалось добиться даже того, что смогли сделать страны Запада, где деления на провинциальную и городскую жизнь на уровне бытовой культуры - по стандартам потребления, уровню комфорта и даже по сферам занятости (учитывая практику удаленного доступа к рабочему месту через компьютерную сеть) - практически не существует. Очевидно, что эти различия глубже - это различия социокультурные, образовавшиеся исторически. Город и село отличают разные уровни сложности и различные принципы социальной организации и регуляции коллективной жизни людей, разные варианты и результаты работы адаптационных механизмов, коммуникативных каналов, моделей социокультурной модернизации.
В России различия между селом и городом чувствуются глубже, чем на Западе, поскольку ко всем вышеперечисленным бытовым и социокультурным отличиям прибавляются еще несколько: различная структура питания, различные типы досуга и т.п. В то же время российские города (и даже крупнейшие из них) недалеко ушли от деревни. Как отмечает Г. Лаппо, "сельские черты присущи российским городам разных типов и категорий. Это неудивительно в стране, где даже столица давно заслужила прозвище "большой деревни". Сельские черты урбанизации выражаются не только в наличии "сельских городов" и "деревень в городах". Ими, по сути, пронизана вся урбанистическая структура. Приток огромных масс людей из сельской местности наполнил города, особенно большие. Оказавшиеся в городе вчерашние селяне не сразу приобщаются к новому образу жизни, усваивают городские ценности, что имеет следствием возникновение и расширение слоя маргиналов, не совсем горожан и уже не селян. По некоторым оценкам, жители, ведущие полугородской образ жизни, составляют почти четверть городского населения" .
Что позволяет сделать еще один вывод: российская ситуация противоположна ситуации на Западе - если на Западе сельский быт и образ жизни все более приобретает черты городского, то в России городской образ жизни упорно сохраняет черты сельского.
Город изначально был более динамичной средой обитания человека. Города, как правило, рождались на пересечениях торговых путей, а соответственно, являлись своеобразными площадками диалога различных культур, что способствовало развитию толерантности, а впоследствии и мультикультурности. Как отмечает российский культуролог А.Я. Флиер: "Уже в Средневековье города . в большой мере были космополитическими образованиями и состояли из разных национальных кварталов" .
Известный российский обществовед А.С. Ахиезер выделял следующие критерии, характеризующие город как социокультурный феномен:
- открытость города, его влияние на новые территории;
- переход сознания к понятийно-категориальным формам;
- конкретизация знаний;
- повышение эффективности форм деятельности людей;
- изменение контроля общества над личностью;
- город как урбанизированная территория, постоянно усложняющая картину территориально закрепленных социокультурных связей;
- активность людей;
- способность людей преодолевать аспекты жизни города;
- двойственный характер города: приспосабливаемость к среде и одновременно ее реконструкция со стороны человека .
В результате, как заметил О. Шпенглер: "Факт, что все великие культуры - культуры городские, является абсолютно определяющим".
Итак, ближе к концу работы я еще раз напишу, что ты скачал её из Интернета (всего будет три упомянания)
Еще в 1997 г. мэр Москвы, нашей столицы и крупнейшего российского города, Ю. Лужков подчеркивал, что "сегодня мы отчетливо представляем себе все более возрастающее значение крупных городов в определении путей дальнейшего развития большинства государств. Именно в динамично развивающихся мегаполисах, которые скоро станут местом проживания большей части жителей планеты, будут создаваться стандарты жизни людей в следующем веке" .
Статьи по теме:
Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным к ...
Немецкая скульптура в 16 в
Немецкая скульптура в 16 в. не достигла такого высокого уровня развития, как живопись и графика. Однако хотя среди скульпторов этого столетия не было художников, равноценных Дюреру или Гольбейну, все же целый ряд мастеров скульптуры вполн ...
Поняття модернізму
Модернізм - (від французського "moderne" - новітній, сучасний).
Художньо-естетична система, що склалася, починаючи від 20-х років ХХ сторіччя, як характерне відображення кризи буржуазного суспільства, протиріч буржуазної масово ...