Вышивка в православном храме

Материалы о культуре » Вышивка в православном храме

Страница 4

При таком наплыве экспонатов ученым пришлось столкнуться с огромным не только неизученным, но и неразобранным материалом. Это положение очень ярко описано секретарем Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры священником и ученым П.А. Флоренским: "…в богатейшую сокровищницу русского и всемирного искусства мы, члены Комиссии, вступили как в темный лес, ибо она была не только не изучена, но даже не расставлена добообозримо…приходилось…рыться в тряпье, чтобы извлечь иногда первоклассное шитье…из пыльных чердаков, заплесневелых чуланов и темных закоулков Лавры вытаскивать портреты, иконы, шитье, посуду и т.п. Вещи первоклассные, делающие честь любому музею, были перемешаны с второстепенными…".

Во время работы Комиссии, в первые годы после создания музея (1920) в Троице-Сергиевой Лавре были проведены выставки, на которых представлялись памятники древнерусского шитья. В 1923 г. в Оружейной палате Московского Кремля проводилась специализированная выставка "Шитье и ткани допетровского времени". Шитье выставлялось и в других музеях, как на постоянных экспозициях, так и на выставках. В 1924 и 25 гг. при Сергиевском историко-художественном музее для повышения квалификации сотрудников провинциальных музеев проводились совещания по вопросам изучения шитья и тканей, на этом совещании выступали такие значительные специалисты, как В.К. Клейн и Е.В. Георгиевская-Дружинина.

После революции начался этап научной реставрации древнерусского шитья в музеях и в организованных в 1918 г. Центральных реставрационных мастерских, отреставрированные памятники шитья показываются на специальных реставрационных выставках. Исследователи обращаются к технике шитья, публикуется ряд работ на эту тему.

Благодаря накопленному до революции материалу и в первые годы после революции, когда в научный оборот из разграбленных монастырей поступило огромное количество предметов шитья, ученым представилось возможным выделить отдельные мастерские, такие как княгини Евфросинии Старицкой середины XVI в. и именитых людей Строгановых XVII в. Заслугой таких видных ученых своего времени, как А.И. Некрасова и Д.В. Айналова, стало включение древнерусского шитья в общие работы по истории русского искусства. В начале 50-х годов в крупномасштабном издании "История русского искусства" под общей ред. И.Э. Грабаря, В.С. Кеменова, В.Л. Лазарева появилась статья И.Е. Мневой о средневековом шитье, как части русского искусства средних веков.

30-е и 40-е годы были неблагоприятными для развития исследований по древнерусскому шитью, в начале из-за волн репрессий, в которых погибли многие видные ученые еще дореволюционной образованности, и которые поэтому были подозрительны для вульгарно-атеистических органов советской власти, затем горнило Великой Отечественной войны, когда в огне пожаров гибли древнерусские города и памятники. В послевоенный период, когда политический климат в стране смягчился, целый ряд музеев, имевших в 30-е годы краеведческий и антирелигиозный уклон, стали называться историко-художественными, некоторые получили статус архитектурных и культурных заповедников, что дало возможность экспонировать церковные покровы и пелены. В 1947 г. в бывшей ризнице Троице-Сергиевой Лавры открылась постоянная выставка, где большая часть экспонатов (шестьдесят) представляли памятники лицевого шитья. После почти тридцатилетнего перерыва в 1956 г. для массового посещения открылись залы Оружейной палаты Московского Кремля с ее уникальными памятниками средневекового русского искусства. В настоящее время произведения шитья экспонируются во всех музеях, где они имеются. В Русском музее Санкт-Петербурга до недавнего времени экспонировалась большое собрание первоклассных произведений шитья, но сейчас она закрылась и памятники выставляют только на временных выставках.

Новый, совершенно непохожий этап в истории развития древнерусского шитья, начался в конце 80-х годов, когда появились мастерицы, благоукрашающие храмы вышитыми произведениями. После празднования 1000-летия крещения Руси в обществе наметилось потепление в отношении к Церкви, стали открываться порушенные храмы, развиваться церковное искусство. Для этого времени характерно то, что традиции, живой опыт шитья был практически утрачен и не только из-за семидесятилетия богоборчества, но и потому, что само древнерусское шитью практически угасло к концу XVIII века, получив черты западного искусства. Новое поколение вышивальщиц сознательно в большинстве своем выбрало для себя наследие древнерусского шитья до XVIII столетия и стало активно изучать древнее наследие, его художественные особенности, технику шитья, материалы. Вопреки всему: скромному материальному положению мастериц, незаинтересованности государства, это искусство начало успешно развиваться. В первую очередь в крупных городах (Москве и Санкт-Петербурге) появляются мастерские, ставящие своей целью не производство, а изучение и возрождение традиций древнерусского шитья. В старых учебных центрах и во вновь организованных появляются кафедры церковного шитья: Московская Духовная академия (Сергиев Посад), Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва), Свято-Филаретовский православный христианский богословский институт, Одесская Духовная семинария, многочисленные курсы и учебные мастерские.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Атака на Россию
Путь аниме в Россию долгий и сложный. И неудивительно – жителям только что образованной Российской Федерации было до чего угодно, только не до мультфильмов, какими бы неземными достоинствами те ни обладали. Потребовались годы, чтобы от ро ...

Немецкое зодчество XVI столетия
В начале нового столетия и над Германией занялась заря нового, более полного содержанием существования. На колесах торговца через Альпы проникло благосостояние, без которого искусства чахнут, а на крыльях слова проник гуманизм, возродивши ...

«Союзники»
Национальный пейзаж, любовно написанные картины крестьянской России –один из основных жанров художников «Союза», в котором своеобразно выразил себя «русский импрессионизм» с его преимущественно сельскими, а не городскими мотивами. Так пей ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru