Вышивка в православном храме

Материалы о культуре » Вышивка в православном храме

Страница 3

Древние памятники, украшенные шитьем, сохранились благодаря тому, что были укрыты в церковных и монастырских ризницах, в древлехранилищах при архиепископских кафедрах, в Патриаршей ризнице Московского Кремля.

Война 1812 г. отрезвила русское общество, отвлекла от увлечения всем иностранным, последующий подъем национального самосознания породил в обществе интерес к собственной истории и к древним памятникам искусства. Появляются коллекционеры: граф А.С. Уваров, Т.Ф. и С.Т. Большаковы, П.И. Щукин, Н.М. и А.М. Постниковы и др. В их собрания входят и произведения шитья. Открываются государственные музеи. Еще в 1806 статус музея получила московская Оружейная палата. В 1883 г. на базе переведенного из Петербурга в Москву в 1861 г. Румянцевского музея был создан Российский Исторический музей. В 1897 г. в Петербурге в Михайловском дворце открылся Музей русского искусства. Большую роль в деле изучения старины сыграло Общество любителей духовного просвещения (1863). В провинциальных городах во второй половине 19 столетия были основаны музеи и древлехранилища, собравшие замечательные памятники старины. Это Тверской музей (1866), Киевский (1872), Ростовский (1883), Владимирский (1886), Архангельский (1887) и др.

В 1867 г. на Всемирной промышленной выставке в Париже были выставлены памятники древнерусского искусства, они привлекли к себе внимание, что положительно отозвалось и в России, где в то время все делалось с оглядкой на западное общество.

Московское археологическое общество (с 1870 г.) сыграло значительную роль в сохранении и изучении наследия Древней Руси. Оно устраивало съезды, выставки, печатало доклады и материалы выступлений, которые не потеряли актуальности и сегодня. Особенно необходимо выделить выставку 1890 г. в Москве к VIII съезду Общества, где были выставлены уникальные произведения шитья. На выставках, устраиваемых в честь 300-летия Дома Романовых в Москве в 1913 г., тоже экспонировались памятники шитья.

В середине XIX среди духовенства появляются высокообразованные ревнители старины, которые публиковали, в частности, и предметы шитья из малодоступных для светских ученых монастырских ризниц. До сих пор не потеряли своего значения описания древностей Новгорода и его окрестностей архимандрита Макария, Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Варлаама, Патриаршей ризницы епископа Саввы и др. Ученые и коллекционеры описывают коллекции частные и монастырские.

Некоторые произведения шитья были опубликованы в Трудах археологических съездов, в журналах "Светильник", "Старые годы", "Христианские древности и археология" и др.

Таким образом, в дореволюционном развитии древнерусского шитья мы можем различить несколько этапов:

- со времени появления христианства на Руси до XVII в. - эпоха развития "светличного" дела, которую можно разделить на исторические периоды, связанные с возвышением городов и создания в них художественных центров, затем угасанием их после нападения завоевателей и междоусобной брани.

- "светличное" дело угасает в связи с переменой в общественной жизни, изменением уклада в послепетровскую эпоху, мастерские становятся профессионально-ремесленными, работающими "на заказ", а не на молитвенное поминовение.

- период "молчания" памятников, когда они хранились в ризницах и древлехранилищах, зачастую варварски "поновляясь".

- обращение ученых и коллекционеров к древним памятникам, когда они собираются в музейные собрания, выставляются, публикуются и описываются. Начинается первое осмысление произведений шитья и понимание, того, что древнерусское шитье является одним из видов средневекового искусства.

Новый этап в истории изучения древнерусского шитья открывается трагичной для России страницей истории – Октябрьским переворотом, взорвавшим течение всей русской жизни, изменившим весь ее уклад, который уничтожил огромное количество и людей и памятников культуры. В это время монастыри и храмы варварски разграблялись и уничтожались, но благодаря подвижничеству русской интеллигенции некоторые монастыри, такие как Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, были обращены в музеи, а из закрытых храмов и монастырей большая часть древних памятников поступала в музейные собрания Москвы и Петрограда. Научные сотрудники музеев зачастую с риском для жизни объезжают древние города, спасая предметы старины. Потрясает описанный у Бориса Ширяева Соловецкий концентрационный лагерь, в котором с риском для жизни русские интеллигенты создали для спасения памятников ризницы антирелигиозный музей: "дело не в вывеске, а в спасении ценностей, и, поверьте, что под антирелигиозной вывеской они целее будут!"1. И зачастую только в такой форме удавалось в это время сохранять наследие наших предков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

«Я пел Сталину и зекам»
1.2 Тайной покрыта причина ареста Вадима Алексеевича. Но факт в том, что16 мая 1944 года Козин был арестован и осужден НКВД СССР на восемь лет исправительно – трудовых лагерей. Суд по обвинению длился полминуты. Версий того, за что на сам ...

Культура "темных веков"
Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. до н. э. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной ...

Крестьянская серия
Под "подражанием иконе" Малевич имел в виду прежде всего этюды фресковой живописи. Однако по существу её традиции оказали влияние на тот жанр Малевича который он определял словом "трудовой". Взгляд Малевича на происхож ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru