Искусство древнеримской цивилизации

Материалы о культуре » Искусство древнеримской цивилизации

Страница 3

Отсюда следует, что храм не являлся опорным пунктом в этрусской культуре, в отличие от древнегреческой, где он был сосредоточением духовной жизни полиса. У этрусков напротив благополучие конкретного города зависело от процветания управляющих им мощным кланом олигархов. Возвышающиеся среди равнин массивные тумулусы являлись залогом вечного благоденствия ныне живущих правителей. В этом случае следует провести параллель с культурой Древнего Египта, где пирамиды с высеченными на них именами свидетельствовали о бессмертии фараонов.

Первоначально внутри кургана располагалась погребальная камера с несколькими боковыми нишами и коридорами - дромосами. Интерьеры были выложены из грубо отёсанных каменных глыб. Своды можно назвать ступенчатыми, и выкладывались они из выступающих рядов каменной кладки. Эти черты характерны для одного из самых ранних тумулусов в Монте Кальварио. Классическим же примером этрусского тумулуса считается гробница Реголини-Галасси в Черветери, 7-6 века до н. э. Как и в предшествующих постройках, глыбы пригоняются здесь всухую. Сама погребальная камера имеет стрельчатые очертания и форму вытянутого прямоугольника, как будто саркофаг изнутри. В постройках более позднего времени встречаются круглые в плане камеры, перекрытые ложнокупольным сводом, как, например, в гробнице Казале Мариттимо близ Вольтерры, I половина 6 века до н. э. Внутри гробницы имели богатые росписи, следовавшие древнегреческим образцам. Здесь известные сцены из древнегреческой мифологии перемежались с фигурами плакальщиков, ритуальных, собственно этрусских игрищ и танцев, а также доминирующей в античном мире сценой загробной трапезы. В отличие от древнегреческой живописи и скульптуры, изображения лишены идеалитета и спокойствия. Напротив, они исполнены движения, экспрессии и имеют тесную связь с реальностью. Правда, исполняли эти произведения зачастую греческие мастера, живущие в так называемой Великой Греции - южной части Аппенин. Поэтому многими исследователями замечена связь этрусских настенных росписей с древнегреческой вазописью, но не с величавой повествовательностью чернофигурной, а, скорее, с бытописательством и живостью краснофигурной - так велико было влияние греков. Этрусские фрески прекрасно сохранились до нашего времени, в отличие от живописи тех же древних греков.

Яркие краски и радость земной жизни лишь ненадолго отвлекают человека от неподдельного ужаса, который встретит его в мрачном царстве Аида. Загробный мир, в отличие от древнеегипетской религии, лишён у этрусков привлекательности. О нём лучше не думать при жизни, он кишит зловещими чудовищами. Для древних греков подземный мир тоже являлся мрачной обителью, но, вместе с тем, они не проявляли к нему такого интереса, который наблюдался у этрусков. В росписях позднего периода в настенных росписях появляется царица загробного мира, а также злые демоны, Харун и Тухулка, уносящие душу в подземное царство. Считается, что учением о демонолгии западноевроейская культура обязана этрускам.

Периодом расцвета живописи древних этрусков считается время 6-5 веков до н. э. Главным центром этруской культуры был город Тарквинии, близ которого располагаются гробница Львиц, гробница Охоты и Рыбной ловли и гробница Леопардов. Названия эти даны по доминирующим сюжетам, как правило, тератологического характера. При входе в погребальную камеру первой из гробниц нас встречают выразительные фигуры львиц, расположенные по разные стороны от алтаря; во второй из них на всю стену даны изображения летящих в разные стороны птиц; в третьей торцовая стена погребальной камеры украшена двумя леопардами. Такое количество звериных мотивов не случайно: некоторые животные занимали совершенно особое положение в этрусской культуре и религии. Это было отголоском более ранних тотемических верований. Возможно, леопарды и львицы-пантеры являлись покровителями рода покоящихся в них олигархов. Все животные изображаются с особой любовью и выразительностью. Иногда при рассмотрении некоторых росписей кажется, что многообразие природного мира, его фауна и флора имели для этрусков большее значение, нежели изображения человека. Независимо от того, дорога ли живописцу природа или нет, по обеим сторонам от входа в погребальную камеру всегда находились так называемые геральдические изображения зверей- покровителей рода. Нередко эти звери были вымышленными, как, например, гиппокамфы - водяные кони из гробницы Барона, 6 век до н. э.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Проект культурологии Л. Уайта
Науки формируются не только "спонтанно", усилиями многих авторов, но могут быть "спроектированы" и "построены" одним человеком. Примеры авторских проектов - "всеобщая организационная наука" А.А. Бог ...

История возникновения и развития Русской матрешки
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусст ...

Сергиево-посадская игрушка, русская матрешка
Сувенирный образ России и символ русского народного искусства матрешка впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах XIX века. В слободах и селах, окружавших Троице-Сергиеву лавру, процветало множество р ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru