Искусство древнеримской цивилизации

Материалы о культуре » Искусство древнеримской цивилизации

Страница 4

Традиционным для этрусских фресок стало, также, изображение погребального симпосия с пирующей парой в центре и ритуального танца, в стремительном вихре которого воплотилась тяга этрусского искусства к ярким, наполненных движением образам.

Скульптура древних этрусков была тесно связана с погребальной тематикой. В её задачи входила передача максимального портретного сходства с покойным, поскольку его скульптурная голова была крышкой от сосуда - канопы –вместилища праха. Подобных каноп, хранящихся в тумулусах, было великое множество. Расцвет антропоморфных каноп приходится на 7-6 века до н. э. Иногда вместо простых каноп встречаются и большие многофигурные скульптуры, полые внутри и имеющие аналогичную канопам функцию. Среди них выделяется изображение сидящей матери с младенцем. Предположительно это Великая Мать - Матер Матута (5 век до н. э., Археологический музей, Флоренция). Вместе со спящим младенцем она восседает на троне со сфинксами, простая и величественная одновременно. Её лик необычайно одухотворён и исполнен возвышенной скорби. По степени воздействия на зрителя и психологизма это древнее изображение вплотную подводит нас к молитвенным образам Богородицы эпохи христианства. В этой скульптуре, кажется, воплощена вся красота и гармония последнего периода этрусской культуры, предчувствие её скорого заката.

Ещё одним уникальным по своей психологической углублённости образцом является скульптурный саркофаг с пирующими супругами (4 век до н. э., Бостон, Музей изящных искусств). Тихая нежность и печаль расставания сквозят в каждом повороте их тел, в струящихся складках драпировок. По сравнению с ним, более раннее произведение - саркофаг из Черветери (6 век до н. э., Рим, Музей виллы Джулия), - весь состоит из резко очерченных линий, а улыбающиеся архаичными улыбками супруги лишены скорби.

Из глины создавалось и убранство храмов. Большое распространение имели маскароны-антефиксы, расположенные на скатах кровли храмов. Как и в Древней Греции, они являлись апотропеями - охранителями святыни. Они напоминают своими резкими, гротескными чертами маски актёров античного театра. Их можно рассматривать вне контексте какого- либо стиля, поскольку их весёлая, наивная радость опирается на народное искусство.

Центром этрусской скульптуры стал город Вейи, где работал знаменитый мастер Вулка. Его деятельность приходится на 6 век н.э. Он умел создать из простой глины могучие, исполненные героизма образы, украшавшие фронтоны и кровли этрусских храмов. Правда, в отличие от декоративной храмовой скульптуры, произведения Вулки вполне самостоятельны и способны существовать и вне контекста мифологической сцены. Вероятней всего Вулке принадлежит фигура так называемого Аполлона из Вей (6 в до н. э., Рим, Музей виллы Джулия). Архаическая улыбка, играющая на устах юного бога, кажется, сообщает стремительное движение всему его телу. Мастер стремится передать не отвлечённо- идеальную красоту бога, а его реальность, материальность, жизненность.

Стремление к передачи конкретно- реального в скульптуре и явилось причиной дальнейшего развития психологической линии в искусстве этрусков и повышенному вниманию к портретным изображениям. В 3 веке до н. э., когда этрусская культура уже сливается с римской, появляются вотивная статуя Авла Метелла (Флоренция, Ахеологический музей) и бронзовый бюст Брута (Рим, Капитолийские музеи). Одновременно с энергичностью образа скульпторы стремятся к точной, чрезмерно подробной фиксации черт лица. От глаза мастера не убегает ни одна морщинка, хотя главное обаяние этрусской скульптуры было всё же не в доскональном, порой дотошном сходстве с оригиналом, а той лёгкости с которой идёт освоение мастером окружающей реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Символизм
Символическая поэзия зародилась во Франции. В сентябре 1886 года парижская газета "Фигаро" опубликовала манифест новой литературной школы, объявившей себя противницей "фальшивой чувствительности и объективного описания" ...

Итальянское искусство XVIII века. Зодчество
Прихоти легкокрылого стиля Людовика XVI были намечены, по крайней мере, в виде возможностей, последними шагами развития итальянского барокко. Для возвращения к высокому ренессансу и к антику подавляющее большинство образцов находилось на ...

История этикета
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет (в пер. с франц. – ярлык, этикетка) – ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru