В Каталоге Русского Музеума, рисованном Чернецовым, изображены лишь две работы Ф. Алексеева, аннотированные художником. Однако, в более позднем издании “Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина за 1829 год” значатся три произведения “Вид Красной площади в Кремле с Чудовым монастырем”. Следовательно, приобретение третьей картины относится к промежутку между началом и концом 1820-х годов. Описание ее не попало в тексты Каталога и поэтому, к сожалению, мы не можем уточнить обстоятельств этой покупки.
Петербургский городской архитектурный пейзаж в собрании Свиньина был представлен также и другим известным пейзажистом С. Ф. Щедриным.
Два парных вида Каменноостровского дворца “Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной” и “Вид на Каменноостровский дворец и флашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной” дополняли петербургскую тему в пейзажной экспозиции Свиньина. Кроме того, в коллекции было еще два пейзажа С. Ф. Щедрина “Вид Гатчины” и “Русский флот у Буюк-дере”.
Среди видописцев конца ХVIII века был представлен также Ф. М. Матвеев. Этот известный мастер классицистического пейзажа, воплотивший в своих работах принципы Академической ландшафтной живописи, также существенно дополнял пейзажную экспозицию. Его картины “Вид окрестностей Тиволи”, два вида Каскателли, “Восход” и “Захождение солнца” заметно разнообразили тематику архитектурных пейзажей Ф. Алексеева и С. Щедрина.
Помимо произведений исторической, портретной и пейзажной живописи конца ХVIII – начала ХIХ века в экспозицию Русского Музеума входили и жанровые работы. Среди них следует отметить “Две семейные картины И. П. Якимова”. Одна из них: “Мужчина у колыбели” начала 1770-х годов (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее)8. Кроме того, там же находилось и несколько работ И. М. Танкова, не дошедших до нашего времени. В академической иерархии конца ХVIII века бытовой жанр стоял чуть ли не на самом последнем месте, поэтому столь редки работы художников этого направления. И то, что Свиньин сумел оценить их достоинства, весьма примечательно. Помимо работ И. М. Танкова, в его собрании находилась жанровая картина С. Щукина “Старик, благословляющий сына в ополчение 1812 года”. В центре изображен седой старик с иконой в руках, благословляющий склонившегося перед ним сына, отправляющегося на войну. Сочувствующие домочадцы – старуха-мать, молодая жена и маленький сын изображены на втором плане. В жанровой картине художник придерживался академического принципа уравновешенной классицистической композиции. Парной к этой картине была другая, того же С. Щукина, “Возвращение ратника в свое семейство”.
Статьи по теме:
Итальянское ваяние XVII столетия
Поворот от чуждого природе, неосмысленного применения традиционных формул к новому наблюдению природы и более серьезному пониманию сущности старых великих мастеров ранее всего совершился в итальянской живописи, новым рассадником которой я ...
Логика речи
Важнейшим качеством эффективности публичного выступле-
ния является ее логичность и доказательность. Настоящий ора-
тор не может рассчитывать только на здравый смысл и импрови-
зацию. Необходимо овладеть логическими законами доказател ...
Павловопосадский платок
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного Подмосковного города Павловский Посад. История платочного предприятия насчитывает больше двух столетий. ...