Общую картину развития русского искусства того времени дополняли и другие залы Музеума, где была показана пейзажная живопись. Особое место в ней отводилось мастеру городских архитектурных пейзажей Ф. Я. Алексееву. Его тонкие поэтические изображения петербургских набережных были украшением собрания Свиньина. В частности, в комментарии к Каталогу значился “Вид дворцовой набережной Ф. Алексеева”. “Вид сей снят с балкона первого Кадетского Корпуса, который и показан на первом плане. остальное состоит из части старого моста, Адмиралтейства, Дворца с Эрмитажем, домами Кутайсова, Кикина и прочими, теряющимися при уклонении вправо прямой линии. Мудрено чему отдать преимущество в сей картине. Все в ней так правильно и естественно, все тронуто столь мастерскою кистью, что везде является шум и движение как в самой природе. Картина сия имеет в длину три четверти аршина с шириною две четверти”, – писал Свиньин .
Алексеев создал два варианта “Вида дворцовой набережной”: от Кадетского корпуса, упомянутого Свиньиным, и от Петропавловской крепости, за который он получил звание академика в 1794 году. На втором варианте изображена набережная от Мраморного дворца до Летнего сада – самая парадная часть Петербурга, созданная знаменитыми архитекторами эпохи классицизма. Документальная точность изображения была не единственным достоинством этих пейзажей. Виртуозно переданная водная гладь, голубизна неба, теплый рефлекс солнца на стенах каменных зданий, все это создавало ощущение неповторимой атмосферы Петербурга.
В коллекции Свиньина находился также и “Вид петербургской Биржи” работы Алексеева. “Картина сия составляет пандан виду “Дворцовой набережной”, одинаковой с нею меры. Несравненно ниже оной в достоинстве живописи, хотя некоторые части здесь отделаны гораздо тщательнее и с большей отчетливостью, особенно вода и фигуры, но в целом нет ни такого эффекта, ни такого мастерского тушу, коим удивляемся в первой. Этот же самый вид Алексеев написал впоследствии в большом размере и еще неудачнее, хотя прибавил к первому плану другой маяк, коего недостаток весьма здесь чувствителен.
Впрочем избрание пункта есть самое счастливое, ибо вряд ли есть в столице другой подобный, заключающий в столь тесном пространстве такое изобилие и разнообразие предметов; на первом плане представлена новая Биржа, вдали Сенат и Монумент Петра Великого, ближе Адмиралтейство, окруженное бульваром, и наконец часть Зимнего дворца и Нева во всем величии”, – писал Свиньин в комментариях к Каталогу.
Проникновение Ф. Алексеева в поэтику городского пейзажа было сродни мироощущению другого современника, автора “Описания российского императорского столичного города Санкт-Петербурга” И. Г. Георги, изданного в том же 1794 году. “Для любителей произведений природы и искусства нет приятнейшего упражнения, как рассматривание некоторой части города во время ясного дня с башни или верху высокого дома. Взору представляется гавань и рукава прекрасной Невы и на ней корабли, стоящие на якорях или плывущие, мосты, и еще множество других в разных частях города, как то многочисленные дворцы, церкви с позалощенными куполами и башнями, знатные и малые дома, площади и улицы, наполненные людьми и каретами, леса и паствы”.
Статьи по теме:
Древнегреческая трагедия
Актёры.
Актёры носили маски, котурны и длинные плащи (что интересно, цвет их зависел от роли — цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он ...
Петр Гринев и Тимофей Енгалычев
Петр Гринев и Тимофей Енгалычев были современниками, потомками старых дворян-служак, которыми некогда изобиловало петровское регулярное войско. Оба они родились в обедневших дворянских семьях, и детство их, надо полагать, было во многом с ...
Среднеитальянская живопись XVI столетия
С тех пор как флорентиец Леонардо да Винчи разбудил дремлющие силы живописи, она во всей Италии сознательно шла к той цели, чтобы заставить картину жить более полной действительной жизнью и в то же время быть более совершенным отражением ...