П. П. Свиньин и его Русский музеум

Материалы о культуре » П. П. Свиньин и его Русский музеум

Страница 4

“Слава России требует учреждения Русского музея или галереи Русской школы художников, и тот, кто не равнодушен к сей славе, должен желать, просить, требовать сего. Мысль эта уже давно занимает умы”, – писал тот же неизвестный автор. Он торопил с осуществлением своего проекта, беспокоясь, что многие незаурядные произведения русских художников разойдутся по частным владельцам и навсегда будут потеряны для музея. Он предлагал также создать Комитет экспертов, который мог бы отобрать наиболее ценные произведения русской школы из частных коллекций, Академии и даже Эрмитажа, а также заказать новые отливки скульпторам, чтобы иметь в экспозиции и скульптуры. “У нас художники занимаются работами для церквей, всегда срочными и мало значащими”, – писал он, предлагая обеспечить заказами талантливых и уже зарекомендовавших себя живописцев, таких как А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.Г. Варнек, О.А. Кипренский, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, С.Ф. Щедрин и другие. Существовал предварительный “Список произведениям, могущим поступить в музей”. Небезынтересно отметить, что все работы, указанные в списке, за исключением нескольких, впоследствии вошли в экспозицию Государственного Русского музея и составили лучшую ее часть.

Время создания музейных проектов (1810–1820-е годы) было периодом патриотического подъема, наступившего после победы в наполеоновских войнах. Чувство самосознания, признания исторической миссии русского народа, его силы, таланта и нравственной высоты окрыляло передовых людей и побуждало их к утверждению национального достоинства. Идея создания музеев была одним из проявлений этого процесса.

Кроме того, побывав в заграничных походах и увидев, что в Западной Европе, где не было крепостного права и бурно развивались буржуазные отношения, помимо королевских дворцовых собраний, были и общедоступные художественные музеи, русские офицеры стали мечтать о собственной национальной картинной галерее. Они убедились, что отечественные мастера в профессионализме не уступают своим зарубежным коллегам.

Следует упомянуть, что, начиная с середины ХVIII века и до 30-х годов ХIХ столетия в Европе повсеместно открывались национальные музеи, такие как Британский музей (1753), музей Прадо в Мадриде (1819), Национальная галерея в Лондоне (1824), Старая Пинакотека в Мюнхене (1836) и другие. В России же существовали только проекты, как перечисленные выше так и вновь возникающие. Например, “Проект устройства в помещении Кабинета возле Аничкова дворца выставки исторических картин и скульптур” (1834). Эрмитаж оставался императорским музеем, Академия художеств устраивала лишь годичные отчетные выставки, и только “Русский музеум Павла Петровича Свиньина” оставался единственным национальным общедоступным собранием.

Недаром в газете “Санкт-Петербургские ведомости” за 1834 год журналист М. Резвой провел четкую грань между неосуществленными проектами и музеем Свиньина. “Павел Петрович имеет право гордиться твердостью и терпением, с каковыми он положил начало первому частному отечественному Музеуму, столь давно требуемому на бумаге многими патриотами”.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Cвятилище Аполлона в Фермоне
К древнейшим храмовым постройкам принято относить святилище Аполлона в Фермоне (или Фермосе, Этолия). Среди разновременных построек святилища Аполлона в Фермоне как пример самого древнего сакрального памятника принято рассматривать т. на ...

Великие элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны
Время возникновения: в древнейший период в самом Элевсине; в качестве афинского государственного праздника — с VII в. до н.э., времени присоединения Элевсина к Афинам. Время проведения праздника: осень, по завершении сбора урожаи, в тече ...

Классический период
В истории древнегреческой литературы выделяют замечательную веху – классический или аттический период, охватывающий V-IV вв. до н.э Аттический он называется потому, что центром культурной, художественной жизни Эллады стала маленькая прови ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru