П. П. Свиньин и его Русский музеум

Материалы о культуре » П. П. Свиньин и его Русский музеум

Страница 4

“Слава России требует учреждения Русского музея или галереи Русской школы художников, и тот, кто не равнодушен к сей славе, должен желать, просить, требовать сего. Мысль эта уже давно занимает умы”, – писал тот же неизвестный автор. Он торопил с осуществлением своего проекта, беспокоясь, что многие незаурядные произведения русских художников разойдутся по частным владельцам и навсегда будут потеряны для музея. Он предлагал также создать Комитет экспертов, который мог бы отобрать наиболее ценные произведения русской школы из частных коллекций, Академии и даже Эрмитажа, а также заказать новые отливки скульпторам, чтобы иметь в экспозиции и скульптуры. “У нас художники занимаются работами для церквей, всегда срочными и мало значащими”, – писал он, предлагая обеспечить заказами талантливых и уже зарекомендовавших себя живописцев, таких как А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.Г. Варнек, О.А. Кипренский, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, С.Ф. Щедрин и другие. Существовал предварительный “Список произведениям, могущим поступить в музей”. Небезынтересно отметить, что все работы, указанные в списке, за исключением нескольких, впоследствии вошли в экспозицию Государственного Русского музея и составили лучшую ее часть.

Время создания музейных проектов (1810–1820-е годы) было периодом патриотического подъема, наступившего после победы в наполеоновских войнах. Чувство самосознания, признания исторической миссии русского народа, его силы, таланта и нравственной высоты окрыляло передовых людей и побуждало их к утверждению национального достоинства. Идея создания музеев была одним из проявлений этого процесса.

Кроме того, побывав в заграничных походах и увидев, что в Западной Европе, где не было крепостного права и бурно развивались буржуазные отношения, помимо королевских дворцовых собраний, были и общедоступные художественные музеи, русские офицеры стали мечтать о собственной национальной картинной галерее. Они убедились, что отечественные мастера в профессионализме не уступают своим зарубежным коллегам.

Следует упомянуть, что, начиная с середины ХVIII века и до 30-х годов ХIХ столетия в Европе повсеместно открывались национальные музеи, такие как Британский музей (1753), музей Прадо в Мадриде (1819), Национальная галерея в Лондоне (1824), Старая Пинакотека в Мюнхене (1836) и другие. В России же существовали только проекты, как перечисленные выше так и вновь возникающие. Например, “Проект устройства в помещении Кабинета возле Аничкова дворца выставки исторических картин и скульптур” (1834). Эрмитаж оставался императорским музеем, Академия художеств устраивала лишь годичные отчетные выставки, и только “Русский музеум Павла Петровича Свиньина” оставался единственным национальным общедоступным собранием.

Недаром в газете “Санкт-Петербургские ведомости” за 1834 год журналист М. Резвой провел четкую грань между неосуществленными проектами и музеем Свиньина. “Павел Петрович имеет право гордиться твердостью и терпением, с каковыми он положил начало первому частному отечественному Музеуму, столь давно требуемому на бумаге многими патриотами”.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Виртуальные выставки на службе экспобизнеса
Выставочная деятельность есть одно из основных средств презентации собственных разработок и позиционирования себя на рынке для многих отечественных организаций и компаний. Это возможность заявить о себе, привлечь покупателей или же заинте ...

Греция в IV в. до н.э
IV век до н. э. оказался очень плодотворным периодом для развития культуры, особенно философии, ораторского искусства. В это время были созданы две самые известные философские системы - Платона и Аристотеля. Платон (426-347 гг. до н. э.) ...

Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века
Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов. В первой четв ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru