«Большое дело творите вы!..»

Материалы о культуре » Культурное наследие княжеского рода Оболенских » «Большое дело творите вы!..»

Страница 1

Столь же одаренными, да и как могло быть иначе, были дети князя Оболенского. Дмитрий Александрович (1882 – 1964), их сын, в 1907 году избирался почётным мировым судьёй Городищенского уезда. С 1908 года он стал городищенским уездным предводителем дворянства и председателем Городищенского уездного земского собрания. Дмитрий Александрович организовал духовой оркестр в Николо - Пестровке, который играл произведения церковной музыки.

Александр Александрович (1885 – 1940), второй сын Александра Дмитриевича, в 1902-1905 годах учился в Пажеском корпусе, с 1905 года в чине корнета служил в Кавалергардском полку, впоследствии стал адъютантом генерала А.А. Брусилова. Умер во Франции.

Но наиболее удивительна судьба третьего сына - Пётра Александровича (2.10.1889, Санкт-Петербург – 31.12. 1969, Москва). В 1908 году он окончил классическую гимназию в Санкт-Петербурге и училище правоведения. Своей матери Петр Александрович обязан своим музыкальным образованием. П.А. Оболенский известен в Никольске как создатель и дирижер Великорусского струнного оркестра народных инструментов, каких в России были единицы. В своих воспоминаниях Петр Александрович упоминает об обилии музыкальных талантов в рабочей среде. Не говоря уже о том, что в хоре певчих имелись прекрасные голоса, многие выделялись своим поразительным музыкальным чутьем и способностями. Первые пробы оркестра на сцене состоялись в 1904 году, поэтому принято считать 1904 год датой образования. Позднее оркестр концертировал не только в Никольске, но выезжал на гастроли в большие города, такие как Пенза, Симбирск, Казань и везде его выступления сопровождались колоссальным успехом.

Сначала все отнеслись к начинаниям молодого барина скептически, но затем, видя какой симпатией и неподдельной любовью оркестр пользовался в Никольске, изменили свое отношение. Многие из молодых людей потянулись в оркестр. Молодежь заполняла свой досуг не попойками и картами, а разумными развлечениями. И многие, получив начальное музыкальное образование, после призыва на военную службу сейчас же устраивались в оркестр и музыкальные команды.

Великий певец Федор Шаляпин поддерживал развитие и распространение оркестров. Князь был с ним знаком, бывал у него в гостях в Петербурге. Именно Петр Александрович и дочь Шаляпина Ирина сделали все, чтобы прах великого актера находился на родине – в России. Оболенскому Шаляпин подарил любительское фото и сделал дарственную надпись: «На память милейшему другу Петрику Оболенскому» и от сердца добавил: «на долгое время, а лучше навсегда. Ф. Шаляпин. 1924 г.». О деятельности оркестра Оболенского Шаляпин говорил: «Большое дело творите вы! »

Для обучения рабочих мастерству игры Петр Александрович пригласил из Петербурга руководителя одного из лучших в гвардии оркестров М.Н. Семенова, держал связь с «отцом русской балалайки» В.В. Андреевым, который приезжал на завод и прослушивал выступления оркестра. Исполняли «Венский вальс», русскую народную песню «Калинушка», плясовую «Полянка» и др. Он слушал и хор певчих. Сначала хор в составе 50 человек исполнил некоторые духовные песнопения, причем было проведено «Достойно есть» – сочинение матери Петрика ( так звали домашние Петра Александровича). Василий Васильевич сознался, что никак не ожидал такого художественного исполнения от хора рабочих.

Страстный любитель хорового пения, Петр Александрович ухитрялся организовывать хоры даже в тюрьмах, где он периодически отсиживал в 20-е годы за свое княжеское происхождение, которым весьма гордился.

В 1929 году Пётр Александрович эмигрирует во Францию, но в 1957 году возвращается на Родину. Будучи в иммиграции Петрик продолжал писать музыку. Он был известен не только как организатор, дирижер, отличный пианист, музыкант, но и как композитор, сочинитель церковной музыки. Наиболее известные произведения «Сугубая ектенья», «Богородице, Дева Радуйся», и т.д. Благодаря своему общительному характеру, высокой эрудиции, гуманности и разностороннему таланту, он быстро и легко налаживал контакты. Назову имена некоторых известных архиереев, с кем ему пришлось лично и неоднократно иметь встречи, вести переписку и делиться мыслями: епископ Саратовский и Волгоградский – Пимен, патриарх Всея Руси Алексий I, епископ Курский и Белгородский Серафим, митрополит Ленинградский Никодим, епископ Зарайский и со многими другими известными людьми.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Супрематические эксперименты в перформативной практике
Отличительный критерий произведения искусства состоит лишь в готовности художника и зрителя к усмотрению в данной вещи (в данном событии) искомой цельности и самодостаточности, к их готовности смотреть на вещи именно так, как требуется дл ...

Сад чайной церемонии
Созданием этих садов чаще всего занимались монахи в монастырях, т.к. далеко не все японцы могли себе позволить развести чайный сад на своём участке земли. Идея такого садика дошла до нашего времени не только в качестве современного народн ...

Абстракционизм
С 1907 по 1915 год живописцы в Рос­сии, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искус­ства, так полагают исследователи и на­зывают первых Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И все же годом рож­ ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru