Рок-музыка как признак и фактор социокультурной трансформации

Материалы о культуре » Музыка и современный студент » Рок-музыка как признак и фактор социокультурной трансформации

Страница 2

Для рок-песен указанного периода была характерной относительно большая значимость текста. Было довольно распространенное, но не вполне соответствующее действительности мнение, что молодежь не обращает внимания на текст, для нее главное - ритм, мелодия. Действительно, в пору начальной интервенции рока в нашу культуру именно музыка играла ведущее значение. Текстовая песня бардов, Высоцкого была за пределами рока. Примерно конец 70-х положил начало резкому изменению ситуации. Более всего на это повлияла группа "Машина времени", одна из первых заметных групп удачно соединивших интонацию бардов и рока. С тех пор рок-бардовое направление было очень влиятельным. Произошла смена культуры песни и вкусы молодежи поддержали новшество. Появились насыщенные острым нравственным содержанием музыкально песенные композиции в стиле рок. Этическая насыщенность текстов имеет прямой адрес: подросток, юноша - душа на переломе обновления. Тому о чем поет рок-группа верит молодой человек. Но и рок-музыканты не говорят о том, чему подросток, юноша не может поверить. Речь в песнях вовсе не являлась открытием в нравственной тематике. Но открытием служила современная форма выражения этих мыслей. Стиль "рок" придавал старым проблемам статус нового открытия.

Рок был призван потребностями молодежи, развившимися имманентно согласно логике развертывания духовных потребностей. Это не просто дань подражания Западу без сколько-нибудь значимой необходимости, как утверждала официальная музыкальная критика. Дальнейшее развитие отечественной рок музыки говорит о том, что здесь действовали обе причины, только значение их было разным для разных социокультурных групп молодежи. Однако в основном, то, что молодежь повернулась к рок-песне объясняется не тем, что музыкальная ее форма похожа на зарубежный рок, а тем, что в ней ритмико-мелодическая и содержательная основа глубоко соответствовала потребностям молодых людей. В отношении музыкальной формы большое значение имеет интонационный кризис отражающий перелом в социокультурном развитии и переход к новому витку модернизации. Содержательная же сторона подчинялась особенностям социализации поколения. Каждое поколение должно заново осваивать и отбирать для себя содержание нравственного багажа человека. Только в этом случае нравственные максимы будут восприниматься как истинные, не привнесенные, не чуждые. Подвергаются модернизационной эволюции и формы передачи нравственных норм, близкие к техницизированным, урбанистическим и безличным, но компенсированными эстетической формой. Любопытно, что антимодернизационные силы жестко противодействовали экспансии рока. В литературе встречались выражения типа "эстетический империализм" как характеристика рока. Моральные соображения, свойственные критике рока на Западе, у нас подчинялись чаще всего идеологическим требованиям. Любопытно также, что аргументация защитников рока также иногда включала идеологические аргументы.

Рок рассматривался как инструмент контрпропаганды. Имелись ввиду эстетико-культурные аспекты и собственно идеологические. Миссией отечественного рока объявлялась задача вернуть молодежь в лоно отечественной музыкальной культуры. Встречались призывы облечь в новую форму, раз она нравится молодежи, содержание, требующееся для привычного идеологического воспроизводства. К чести рок-музыки, в сколько-нибудь заметных размерах ничего подобного не произошло. Новая форма отрицала старое содержание. Старые духовные парадигмы встречались в песнях эстрадного типа, со вторичными заимствованиями и в художественном плане совершенно банальными. Что касается задачи более патриотического, чем собственно идеологического характера, вернуть молодежь к отечественной музыке, то здесь действительно рок-музыка сделала много. Антимодернизационные идеологи объявляли рок-музыку и антиэстетическим явлением, повторяя аргументы западных противников рока. Часто утверждалось, что увлечение роком - это ошибка массового сознания.

Но критики рок-музыки зачастую сами попадали в самоизоляцию по отношению к молодежи. Авторы журнала "Музыкальная жизнь" в начале 80-х годов утверждали, что рок-песня не может быть на русском языке, так как слова слишком длинные, не соответствуют ритмическим законам рока. Полный абсурд.

Тотальный пресс не ограничивался идеолого-эстетическим оружием. Государство действовало в привычной манере изоляции наиболее дерзких. В тюрьму, в психиатрические лечебницы попали несколько талантливых музыкантов и организаторов рок-движения. Модернизационные импульсы в духовной культуре душились с использованием всех возможных средств. Это привело к тому, что в полной мере рок-музыка не смогла выполнить свою роль модернизации сознания, функцию подготовки нового образа мира. Этим частично можно объяснить всплеск агрессивной антимодернизационной кампании из среды самой молодежи. То, что получило свое название в терминах "люберы, гопники" и пр. И хотя причины "люберизации" молодежи более обширные, связанные с взаимоотношением центра и провинции. Но в своей основе характер этих противоречий все же имеет исток именно в проблемах модернизации. Э.Этциони в теории "призматического общества" в центр проблемы модернизации ставил именно взаимоотношение центра и провинции. От того как они будут решены зависит судьба модернизации. Можно сказать, что в духовной сфере эта борьба во многом проиграна модернизационными силами, так как в провинции соотношение сил было не в пользу новых движений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru