Генезис хачкаров

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Генезис хачкаров

Страница 1

Прежде, чем говорить о ранних хачкарах, следует остановиться на их предшественниках – раннесредневековых круглых или восьмигранных колоннах, а также квадратных в сечении столбах с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объемными крестами. Древнейшие хачкары (IX–X вв.) можно связать именно с такими раннесредневековыми мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.

Генетически хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV в. водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Форма такого рода памятников в виде колонн с крестами наверху отражала глубоко укоренившуюся античную традицию монументальных сооружений.

В Армении встречаются различные древние мемориальные памятники – менгиры, вишапы, урартские и эллинистические стелы, арташесидские межевые камни, особенно четырёхгранные столбообразные памятники и памятники в виде крестов (крест-памятники, крылатые кресты – «тевавор хач» или «крнавор хач»), которые как по конструктивным формам, так и по скульптурным мотивам предшествовали хачкарам и способствовали их появлению.

С принятием христианства в Армении (301 г.) памятники языческого периода нередко подвергались христианизации – на них появлялись изображения креста (Шамирам, Сарнахпюр, Аждахаюрт, Агавнадзор, Западная Армения и др.). В исследовании показывается, что два известных хачкара из Агавнадзора в далеком прошлом (2 тыс. до нашей эры) представляли собой скульптурные изображения так называемых драконов («вишапов»).

Историк V в. Агафангел подробно описал армянские раннехристианские стелы, их местонахождение, функциональное назначение и точную хронологию. Таким образом, исторические и эпиграфические данные позволяют выяснить функциональное назначение раннехристианских стел Армении. Имеется основание утверждать, что даже орнаментированные мемориальные памятники колоннообразной формы имели весьма разнообразное функциональное назначение (как распространители христианской религии, как культовые монументы, как пограничные и указательные знаки на границах территорий сел, городов, на перекрестках дорог и др.) и большой ареал распространения.

Найденные в различных местах Армении каменные блоки с рельефами отражают черты ранней христианской иконографии, да и сама форма каменных памятников-блоков с изображениями святых принадлежит эпохе раннего христианства. В этом отношении стела V–VI вв. из Харабаванка – интереснейшее свидетельство времени.

Стелы с изображением христианских святых постепенно заменили собой языческие памятники-символы. Для раннехристианских рельефов Армении кроме принятых персонажей и сцен, характерно то, что здесь постоянно встречаются изображения Св. Григория Просветителя – деятеля, под руководством которого Армения фактически стала христианской страной, и Св. царя Трдата III, при котором христианство было введено как государственная религия в 301 году.

В большинстве случаев стелы ставились на постамент кубической формы (Талин и др.) или на ступенчатый стилобат (Аван, Ангехакот и др.). Четырехгранные стелы (сечением 0,4х0,4 – 0,5х0,5 м и высотой до 4-х метров) ставились в специальные углубления в верхней плоскости постамента. На плоскостях четырехгранного столба снизу доверху наносились орнаментальные (преимущественно растительные) и сюжетные рельефы, которыми иногда покрывались также плоскости постаментов. Эти сюжетные рельефы, являясь сугубо мемориальной областью раннесредневекового изобразительного искусства Армении, имеют духовное содержание (Христос, Богоматерь, Ветхозаветные сюжеты) и изображают мотивы классической мифологии и реальные персонажи, внесшие вклад в распространение христианства в Армении. Несколько упрощенные в композиционном решении эти рельефы в то же время отличаются богатой пластикой.

В V–VII вв. такие столбы кроме размещения сюжетов христианской иконографии, предназначались также для водружения на них символа новой религии – креста. На лицевых плоскостях изображались равнокрылые кресты, многолепестковые розетки и другие орнаментальные мотивы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Основные сюжеты и герои
Театр кукол выжил и оказался бессмертным. И это обусловлено не только любовью к нему зрителей. Дело в том, что кукольники придумали таких героев, которые стали – как пословица или поговорка – всенародно нарицательными. Их самих, а также и ...

Ансамбль народной песни и танца Грузии
Государственный академический ансамбль народной песни и танца Грузии «эриссиони». В сопровождении собственного оркестра и хора! легендарное грузинское шоу! Если вы любите грузинскую культуру, если вы фанатеете от зажигательных ритмов и су ...

Творческое наследие будущим поколениям
Искусство дано чудесное свойство - воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. Картины дают новый смысл нашему существованию, обогащая наш культурный мир. Изобразительное искусство - не только область видения. Видимое нас ведет в область ра ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru