Такого рода столбы известны в Гарнаовите (Адиамане), Агараке, Ариче, Талине, Мрене, Одзуне. Они относятся к V–VII вв. На кубических основаниях – базах или постаментах, в углубления которых эти столбы вставлены, часто изображались кресты, являющиеся как бы прообразом хачкаров.
Для нашей темы важен и тот факт, что на столбах или колоннах V–VIII вв. водружались и объемные кресты. Эти кресты (со свободными крыльями, известные под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») большей частью крупные по размеру выделяются четко очерченной, лаконичной и вполне выработанной формой. Такого рода особенности крестов отражали общие художественные тенденции армянского монументального искусства раннего средневековья, которые вполне отвечали задачам, которые ставили себе их создатели, когда водружали такие кресты на высоких колоннах или столбах. Подобное расположение требовало определенной обобщенности форм креста. Именно от таких свободных крестов и ведут начало собственно хачкары, то есть кресты на стелах.
Начиная с VIII века, в Армении наиболее распространенным видом мемориального памятника становится хачкар – крест камень. Хачкары в Армении появились именно в тот период, когда арабы препятствовали сооружению памятников-стел с изображениями людей и святых. Так, например, летописец VIII в. Гевонд пишет, что Халиф Езид "приказал разбить и сбросить стелы, имеющие изображения Христа и его учеников". Эти памятники стояли в разных местах, в том числе на перекрёстках дорог как символы защиты и покровительства.
Хачкар, как новый тип мемориального памятника Армении первоначально был скромным и понятным. И это стало типичным явлением для нового этапа развития искусства возведения хачкаров.
В дальнейшем, когда духовная и материальная жизнь сравнительно улучшились, возникло желание создавать богато орнаментированные хачкары, что высоко оценили представители армянского духовенства. Немалую роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в Армении большей популярностью пользовался символ христианской веры – крест, в то время, как в Византии и Грузии большое значение придавалось иконам и картинам по сюжетам из Ветхого и Нового заветов (об этом свидетельствуют Анания Санахнеци и Мхитар Гош).
Позднее хачкары в виде стелы устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, они служили оберегами, покровителями. В XI веке и в последующее время, когда классическая композиция хачкаров вполне сформировалась, они были наделены разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера. В XII–XIII вв. хачкары стали, можно сказать, универсальными памятниками «во спасение души». Постановкой хачкаров отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов – богатых заказчиков хачкаров, а также выдающиеся события в жизни государства.
Возведение хачкаров в Армении бурно развивалось в первой половине XI в. и с конца XII в. до 30-х гг. XIII в., а также в конце XIII века. В начале XIV в. строительство хачкаров сократилось за исключением Вайоцдзора и Сюника (владение князей Орбелянов и Прошянов), где до конца века культурная жизнь все еще продолжала развиваться. Искусство хачкаров достигло определенного расцвета и в XVI–XVII вв., однако тяжелые условия иноземного владычества сильно отразились на их качестве: высокохудожественный уровень хачкаров XII–XIII вв. так и остался непревзойденным.
Статьи по теме:
Виртуальные выставки на службе экспобизнеса
Выставочная деятельность есть одно из основных средств презентации собственных разработок и позиционирования себя на рынке для многих отечественных организаций и компаний. Это возможность заявить о себе, привлечь покупателей или же заинте ...
Воздушно-пространственная модель
Предметно-пространственные связи ограничиваются цветом, светом и пространством и организуют свето-воздушную среду. Предметный цвет исчезает. Пространство метрично, неконструктивно. Связи предметов случайны. Форма активизируется оптическим ...
Парадигма и дискурс в культурологии
В ХIХ веке науку принято было определять как "систему знаний", независимую, в принципе, от социального контекста и форм коммуникации. Сегодня науку все чаще определяют как коммуникативный феномен, тип дискурса, диалога, подчиняю ...