Генезис хачкаров

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Генезис хачкаров

Страница 2

Такого рода столбы известны в Гарнаовите (Адиамане), Агараке, Ариче, Талине, Мрене, Одзуне. Они относятся к V–VII вв. На кубических основаниях – базах или постаментах, в углубления которых эти столбы вставлены, часто изображались кресты, являющиеся как бы прообразом хачкаров.

Для нашей темы важен и тот факт, что на столбах или колоннах V–VIII вв. водружались и объемные кресты. Эти кресты (со свободными крыльями, известные под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») большей частью крупные по размеру выделяются четко очерченной, лаконичной и вполне выработанной формой. Такого рода особенности крестов отражали общие художественные тенденции армянского монументального искусства раннего средневековья, которые вполне отвечали задачам, которые ставили себе их создатели, когда водружали такие кресты на высоких колоннах или столбах. Подобное расположение требовало определенной обобщенности форм креста. Именно от таких свободных крестов и ведут начало собственно хачкары, то есть кресты на стелах.

Начиная с VIII века, в Армении наиболее распространенным видом мемориального памятника становится хачкар – крест камень. Хачкары в Армении появились именно в тот период, когда арабы препятствовали сооружению памятников-стел с изображениями людей и святых. Так, например, летописец VIII в. Гевонд пишет, что Халиф Езид "приказал разбить и сбросить стелы, имеющие изображения Христа и его учеников". Эти памятники стояли в разных местах, в том числе на перекрёстках дорог как символы защиты и покровительства.

Хачкар, как новый тип мемориального памятника Армении первоначально был скромным и понятным. И это стало типичным явлением для нового этапа развития искусства возведения хачкаров.

В дальнейшем, когда духовная и материальная жизнь сравнительно улучшились, возникло желание создавать богато орнаментированные хачкары, что высоко оценили представители армянского духовенства. Немалую роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в Армении большей популярностью пользовался символ христианской веры – крест, в то время, как в Византии и Грузии большое значение придавалось иконам и картинам по сюжетам из Ветхого и Нового заветов (об этом свидетельствуют Анания Санахнеци и Мхитар Гош).

Позднее хачкары в виде стелы устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, они служили оберегами, покровителями. В XI веке и в последующее время, когда классическая композиция хачкаров вполне сформировалась, они были наделены разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера. В XII–XIII вв. хачкары стали, можно сказать, универсальными памятниками «во спасение души». Постановкой хачкаров отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов – богатых заказчиков хачкаров, а также выдающиеся события в жизни государства.

Возведение хачкаров в Армении бурно развивалось в первой половине XI в. и с конца XII в. до 30-х гг. XIII в., а также в конце XIII века. В начале XIV в. строительство хачкаров сократилось за исключением Вайоцдзора и Сюника (владение князей Орбелянов и Прошянов), где до конца века культурная жизнь все еще продолжала развиваться. Искусство хачкаров достигло определенного расцвета и в XVI–XVII вв., однако тяжелые условия иноземного владычества сильно отразились на их качестве: высокохудожественный уровень хачкаров XII–XIII вв. так и остался непревзойденным.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Мастерство Репина
Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. Но первым учителем считал Крамского, с которым встретился в Рисовальной школе Общества поощре ...

О проектном анализе в дизайне средового объекта
«Величие души обнаруживается не в том, что человек достигает какой–нибудь крайности, а в том, что он умеет сразу коснуться обеих крайностей и наполнить весь промежуток между ними» В традиционных формах ведения проектных работ освоенного ...

Ларионов Михаил Федорович
Ларионов М.Ф. - русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru