Основные группы хачкаров и их композиционные особенности

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Основные группы хачкаров и их композиционные особенности

Страница 1

В данном разделе на основании комплексного исследования широкого круга памятников составлены основные группы хачкаров XII–XIII вв.

В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося и в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Увеличивалось разнообразие декоративной разработки хачкаров, становившейся более индивидуальной – то есть происходило то же, что и во всей художественной культуре Армении того времени. Появились выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню, некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.

В XII–XIII вв. появляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются такие хачкары, в которых пальметка перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры» (в форме креста поддерживаемые ладонями рук), занимающие нижние междукрестья основного креста.

Обрамление хачкаров выполнялось в подавляющем большинстве из звезд, кругов, прямоугольников многоугольников с неповторяющимся рисунком. Широкие «карнизы» часто заполняли аркатурой, иногда с изображением Деисуса, сценами «Вознесения» и другими сценами. Единичные изображения святых или коленопреклоненных людей в светской одежде нередко помещались и в других частях хачкара. Особенно важно подчеркнуть, что мастера-камнерезы продолжали разрабатывать традиционное композиционное решение, сложившееся еще в XI веке. В этом отношении характерна композиция с геометризованной расцветшей листвой в виде выпрямленных или слегка наклоненных к кресту пучков стеблей. Можно обозначить ее как группа 1. Насыщенность декором, почти сплошь заполняющим стелу, становится доминирующей особенностью хачкаров XII века.

Но в XII в. встречаются и более простые хачкары такой же композиционной группы, которые освобождены от второстепенных деталей. Разновидностью хачкаров этой композиционной группы является также памятники, в которых верхние оконечности стеблей в нижних междукрестьях слегка склонены к кресту. Эти стебли образуют не строго прямую линию (от оконечностей перекладины креста к его основанию), а слегка дуговидную, что придает таким хачкарам своеобразный облик.

Искусство хачкаров было многоликим и многогранным. Наряду с рассмотренными композициями в XI веке был выработан и другой существенный элемент хачкара – процветшие части креста, занимающие нижние междукрестья. Такого рода хачкары составляют 2 группу.

Группа 2. Листва на хачкарах этой группы менее геометризована, ей приданы плавно изгибающиеся очертания в виде развитых пальметок, симметрично размещенных относительно креста в нижних междукрестьях и носящих также декоративный характер. Своеобразный рисунок пальметт придает таким хачкарам совершенно иной облик, в сравнении с другими, хотя в остальном (в орнаментике самого креста, форме его завершения, характере и рисунке обрамления) они очень близки, а зачастую и просто идентичны другим хачкарам. Хачкары группы 2 – с орнаментально трактованными пальметтами по сторонам креста и склоненными к нему, замечательны тем, что этот мотив, в сущности, исходит из композиции раннесредневековых свободных крестов (типа Двинского) с выработанными и гармоничными по рисунку ажурными пальметтами. Но в XII веке мотив пальметт был полностью переработан и приобрел совершенно иной облик – чисто декоративный и орнаментальный: рисунок их, став орнаментом, утратил связь с растительной формой. Такова была тенденция армянского монументального искусства XII–XIII столетий, получившая яркое воплощение в хачкарах того времени.

Представленные две художественные группы хачкаров отнюдь не исчерпывают их разнообразия. Обратимся к следующей группе с более сложной композицией, новой по своей структуре, но столь же насыщенной орнаментикой, столь же новой. Эти хачкары открывают нам новую грань в художественном содержании хачкаров и составляют группу 3.

3 группа хачкаров выделяется обилием орнаментальной резьбы, заполняющей верхние и нижние междукрстия и составляющей их основное художественное содержание. Сама композиция хачкаров, сколь ни разнообразна, остается столь же четкой и ясной. Мелкая и плотная орнаментика в междукрестьях, выступающая на углубленном фоне, не сливается с самим крестом, который благодаря этому контрастно выделяется. Орнаментика в виде густой паутины вьющихся и переплетающихся растительных побегов, большей частью виртуозно выполненная, была выработана армянскими резчиками по камню еще в конце XI века. В XIII веке она стала популярной, излюбленной и наиболее характерной неотъемлемой чертой монументального искусства того времени.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Богородская игрушка
Богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Нельзя не восхититься игрушкой мастеров древнего села Богородское, расположенного недалеко от Сер ...

Французская живопись XVIII столетия
Влияние французской живописи XVIII века на вкус соседних стран было еще сильнее, чем влияние архитектуры и скульптуры. Рядом с академическим направлением, сохранившим за собой в монументальной живописи руководящую роль и лишь слегка затро ...

История технической игрушки
История технической игрушки уходит своими корнями в далекое прошлое, так как она связана не только с развитием игрушки вообще, но и с развитием техники. Наиболее характерной особенностью технической игрушки является ее способность к движе ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru