Основные группы хачкаров и их композиционные особенности

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Основные группы хачкаров и их композиционные особенности

Страница 1

В данном разделе на основании комплексного исследования широкого круга памятников составлены основные группы хачкаров XII–XIII вв.

В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося и в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Увеличивалось разнообразие декоративной разработки хачкаров, становившейся более индивидуальной – то есть происходило то же, что и во всей художественной культуре Армении того времени. Появились выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню, некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.

В XII–XIII вв. появляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются такие хачкары, в которых пальметка перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры» (в форме креста поддерживаемые ладонями рук), занимающие нижние междукрестья основного креста.

Обрамление хачкаров выполнялось в подавляющем большинстве из звезд, кругов, прямоугольников многоугольников с неповторяющимся рисунком. Широкие «карнизы» часто заполняли аркатурой, иногда с изображением Деисуса, сценами «Вознесения» и другими сценами. Единичные изображения святых или коленопреклоненных людей в светской одежде нередко помещались и в других частях хачкара. Особенно важно подчеркнуть, что мастера-камнерезы продолжали разрабатывать традиционное композиционное решение, сложившееся еще в XI веке. В этом отношении характерна композиция с геометризованной расцветшей листвой в виде выпрямленных или слегка наклоненных к кресту пучков стеблей. Можно обозначить ее как группа 1. Насыщенность декором, почти сплошь заполняющим стелу, становится доминирующей особенностью хачкаров XII века.

Но в XII в. встречаются и более простые хачкары такой же композиционной группы, которые освобождены от второстепенных деталей. Разновидностью хачкаров этой композиционной группы является также памятники, в которых верхние оконечности стеблей в нижних междукрестьях слегка склонены к кресту. Эти стебли образуют не строго прямую линию (от оконечностей перекладины креста к его основанию), а слегка дуговидную, что придает таким хачкарам своеобразный облик.

Искусство хачкаров было многоликим и многогранным. Наряду с рассмотренными композициями в XI веке был выработан и другой существенный элемент хачкара – процветшие части креста, занимающие нижние междукрестья. Такого рода хачкары составляют 2 группу.

Группа 2. Листва на хачкарах этой группы менее геометризована, ей приданы плавно изгибающиеся очертания в виде развитых пальметок, симметрично размещенных относительно креста в нижних междукрестьях и носящих также декоративный характер. Своеобразный рисунок пальметт придает таким хачкарам совершенно иной облик, в сравнении с другими, хотя в остальном (в орнаментике самого креста, форме его завершения, характере и рисунке обрамления) они очень близки, а зачастую и просто идентичны другим хачкарам. Хачкары группы 2 – с орнаментально трактованными пальметтами по сторонам креста и склоненными к нему, замечательны тем, что этот мотив, в сущности, исходит из композиции раннесредневековых свободных крестов (типа Двинского) с выработанными и гармоничными по рисунку ажурными пальметтами. Но в XII веке мотив пальметт был полностью переработан и приобрел совершенно иной облик – чисто декоративный и орнаментальный: рисунок их, став орнаментом, утратил связь с растительной формой. Такова была тенденция армянского монументального искусства XII–XIII столетий, получившая яркое воплощение в хачкарах того времени.

Представленные две художественные группы хачкаров отнюдь не исчерпывают их разнообразия. Обратимся к следующей группе с более сложной композицией, новой по своей структуре, но столь же насыщенной орнаментикой, столь же новой. Эти хачкары открывают нам новую грань в художественном содержании хачкаров и составляют группу 3.

3 группа хачкаров выделяется обилием орнаментальной резьбы, заполняющей верхние и нижние междукрстия и составляющей их основное художественное содержание. Сама композиция хачкаров, сколь ни разнообразна, остается столь же четкой и ясной. Мелкая и плотная орнаментика в междукрестьях, выступающая на углубленном фоне, не сливается с самим крестом, который благодаря этому контрастно выделяется. Орнаментика в виде густой паутины вьющихся и переплетающихся растительных побегов, большей частью виртуозно выполненная, была выработана армянскими резчиками по камню еще в конце XI века. В XIII веке она стала популярной, излюбленной и наиболее характерной неотъемлемой чертой монументального искусства того времени.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

История развития аниме
Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов ...

Цикл ряда традиционных 12 икон
Цикл этого ряда состоит из традиционных 12 икон двунадесятых праздников, повторяя тем самым древнейший праздничный ряд Софийского собора в Новгороде. Необычны для этого чина иконы "Преполовение" и "Троица". На иконе & ...

«Ковер- Самолет»
"Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова, написанная им следом за известной картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами".Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru