Группа 4, пожалуй, наиболее распространенная и наиболее массовая в XII–XIII вв. и вплоть до XV в., причем начало ее развития прослеживается в VIII–Х вв. Речь идет о хачкарах с тремя крестами, из которых два малых креста занимают нижние междукрестья. Все они составляют как бы триединое «древо жизни». Три креста – это общий, основной признак, объединяющий такие, весьма многочисленные хачкары, ибо сами они, имея самые различные мотивы декора, очень разнообразны (особенно в XII–XIII столетиях).
Группа 5. Сюда следует отнести хачкары с различными иконографическими изображениями – «Распятием» («Аменапркич» – Всеспаситель), изображением «Деисуса», «Вознесения», изображением Георгия-драконоборца (Георгия Победоносца), ктиторов и других. Но следует подчеркнуть, что таких «изобразительных» хачкаров вообще сравнительно немного, они довольно редки и относятся исключительно к XIII в., немногие – к началу XIV в. и еще реже – к XV–XVII вв.
Один из видов армянских хачкаров представляет собой так называемый хачкар «Всеспаситель», на котором обычно изображена сцена распятия Христа. Такие хачкары отличаются от обыкновенных также своими растительными орнаментами. В диссертации «хачкары-распятия» подвергнуты детальному анализу: рассмотрены вопросы их происхождения, развития, хронологии, функционального назначения и художественного оформления.
Кроме скульптурных изображений на религиозную тему, на хачкарах помещались и чисто бытовые сцены мирских тем. Важно подчеркнуть, что эти высокохудожественные рельефные сцены по своей сути не имеют ничего общего с религиозными представлениями армянского народа, они чисто светские и являются выражением народного искусства. Хачкары XII–XIII вв. с рельефными изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен (в Арцахе).
В 5 группу (хачкары с различными иконографическими изображениями) следует добавить в качестве отдельного раздела арцахские хачкары с бытовыми рельефами. Хачкары с подобными сценами устанавливали и в XVIII веке, но в других регионах Западной Армении.
Особую группу составляют и хачкары заключенные в специальные строения с нишами (вормнвпак-хачкары). Нишевидное строение, в которое заключен хачкар, представляет собой трехстороннюю кладку из камня, скрепленного известковым раствором, с двускатным или односкатным перекрытием. Такие строения достигают семиметровой высоты.
Хачкары, заключенные в нишевидное строение, по своей монументальности значительно превосходят обыкновенные хачкары и наиболее удобны для начертания надписей различного содержания.
Таковы основные группы хачкаров XII–XIII и начала XIV веков, которые следует обозначить исходя из их композиционной структуры. В рассмотренных группах памятников отражено отнюдь не все художественное содержание хачкаров – содержание бесконечно разнообразное, особенно в ту эпоху, ибо каждый хачкар – произведение особенное, индивидуальное, включающее в себе те или иные варианты композиции.
Статьи по теме:
Микеланджело
В отношении величайших мастеров Высокого Ренессанса нет необходимости утверждать превосходство одного из этих художников над другими: каждый из них — Леонардо, Рафаэль, Тициан — внес свой неповторимый вклад в искусство своей эпохи. И все ...
Принцип естественности в стилеобразовании конструкций
Разнообразие художественных стилей, применяемых при изготовлении кованых изделий, по сей день поражает не только искусствоведов, но и простых любителей прекрасного.
Художественная ковка всегда шла в ногу с художественными стилями, исполь ...
Иконография
Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире ...