Материальная культура

Материалы о культуре » Русь до нашествия монголов » Материальная культура

Страница 7

Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбрую, седла, колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переплеты книг и пергамент - все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их подшивки.

Сырьем для кожевенника служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Сначала шкуры очищали от волос в огромном чане, который был сделан в виде ящика из колотых плах, вставленного в пазы врытых в землю столбов.

Следующая стадия - дубление кожи, для которого употреблялись специальные экстракты, например, "квас усниян". Квашение кож сопровождалось механическим размягчением их - кожи мяли руками.

Выделанную кожу кроили и сшивали. Шили и мягкую обувь, и обувь с твердой подошвой. Хотя обувь дошла в очень небольшом количестве, но это различие сапог (твердой обуви) и чревни (мягкой обуви) можно проследить хотя бы по стременам, которые делились на два типа: первый с плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй, округлый, для мягкой обуви.

К особым кожевенным работам надо отнести изготовление красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого делались богатые сапоги, и изготовление пергамента, который делался из телячьей кожи, специально обработанной и разглаженной.

Работы по камню делятся на два раздела: работы, связанные со строительным делом, т.е. обработка больших блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и отшлифовкой мелких самоцветов.

К первому разделу нужно отнести постройку зданий (дворцы, стены, башни, бани, церкви), выделку каменных гробов, крестов, половых плит, крупных скульптурных произведений и изготовление жерновов. Материалом служили: песчаник, известняк, мрамор, шифер, аспид и другие породы.

Древнейшим памятником каменотесного дела является известный Збручский идол, Х в., найденный в Галичине. Это высокий четырехгранный столб с рельефным изображением на гранях. Для его обработки были применены шпунт, скарчень, молоток. Масштабными были и мукомольные жернова для ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям, а верхний вогнут.

Необычайного расцвета русское каменотесное дело достигло в Суздальской Руси в XII-XIII вв. при Андрее Боголюбском, Всеволоде "Большое гнездо" и Святославе Всеволодовиче.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси этого периода в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой соборов вообще.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX - начала XX в. Стасов писал: "Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музееях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало - дескать, дело пустое и вздорное . Нет, настоящее, цельное, здоровое, в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красотой, давно поттвердили справедливость этих слов.

Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной работы. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крестиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для украшения различных золотых медальонов и цат.

Материалом служили шифер, жировик, плотные сорта известняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вроде сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, альмандина, яшмы, янтаря.

Бусы сверлились с двух сторон, так ка трудно было сделать длинное сверло. Затем бусы гранились или обтачивались. Последним этапом была шлифовка камня. Также делались камни для оправы в золото.

- стекло.

Долгое время все стеклянные вещи, находимые на городищах и в курганах X-XII вв., считали привозными из Византии или даже из Сирии. Но раскопки В.В.Хвойка в Киеве доказали существование там стеклоделательной мастерской. В этой мастерской было найдено большое количество стеклянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавленных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инструменты для изготовления колтов с эмалью, Стеклянные браслеты, наряду с шиферными пряслицами, являлись распространеннейшей находкой в древнерусских городищах. Стеклянные перстни были распространены значительно меньше, они встречаются в Киеве, Вышгороде и других близких к Киеву городах, а также на севере - во Владимире на Клязьме.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Выставки
Выставки — совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок; временная экспозиция. Само слово "exposition" в переводе означает "выставка". Изначально термины "экспозиция" и "выстав ...

Верхнеитальянское зодчество XVI столетия
Цветущие поля верхней Италии с их большими, богатыми торговыми городами и их небольшими, наполненными искусством резиденциями правителей не представляют в историко-художественном отношении такой крепко сплоченной области в XVI столетии, к ...

Письменность
Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. до н. э. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады, прежде всего, стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. до н. э. Каждый знак этого ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru