Материальная культура

Материалы о культуре » Русь до нашествия монголов » Материальная культура

Страница 2

Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длинными железными же рукоятками до 1 м длиной; расплющивать ковкое железо (при изготовлении сковород) они могли до 30 см в поперечнике. Различались технические приемы ковки.

К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно отнести нож, обручи и дужки ушатов, гвозди, серпы, косы, долота,плужные ножи, шилья, кочерги, медорезки, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть изготовлены и без подручного кузнеца.

Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила , кресала (огнива), светцы, остроги.

Следующим техническим приемом было применение рубила для разрубания железа. Этот прием мог быть применен только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок железа, что при больших размерах тогдашних наковален было нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило, в-третьих, бить по рубилу молотком. Зубило применялось при выработке ушков для ушатов, лемехов для сох, тесел, мотыг, шиковин (петель) дверей. Наиболее сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков.

Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты, но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечного искусства являлись замки.

В деревенских кузницах XI-XIII вв. работало по два кузнеца, один в качестве основного мастера, другой подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков. Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для обороны.

Наряду с железными изделиями найдено множество бронзовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.

Судя по данным XII-XIII вв., коваль и ювелир совмещались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению, не имеет разработанной истории для эпохи VII-VIII вв.

Наиболее благоприятный в этом отношении материал женских погребений уничтожен погребальными кострами и либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесформенных слитков.

Большинство технических приемов древнерусских "кузнецов меди и серебру" уходят своими корнями в первые века нашей эры. В X-XIII вв. можно отметить большую тщательность выделки и большое разнообразие форм.

Материалом для украшений служили медь, серебро и их различные сплавы; золота в деревенских курганах нет.

По внешнему виду русские украшения из сплавов делились на две группы: подражающие по цвету золоту (с преобладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром "билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье.

Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей название "льячки", которые с металлом подогревали в пламени и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторившее форму.

Почти все формы односторонни, т.е. такие, которые прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благодаря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а оборотная - гладкой.

Для того, чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвеску с прорезями посередине, нужно было при изготовлении формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны быть пустоты.

Тогда эти непрорезанные на форме места будут полно соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не проникнет. Литейные формы делали из мягких пород камня известняка, песчаника, шифера. Многие вещи производят впечатление изготовленных штампом или путем непосредственной обработки металла резцом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Культура в классический период
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период — классический. Победа греков, окончательное оформление классическог ...

Иконография
Общая иконографическая схема образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» следует известному типу Богоматери «Знамение», который в свою очередь восходит к древнему изображению Богородицы в молитвенной позе с воздетыми руками - Оранты («Молящей ...

Иконография
Икона Иверской Божией Матери представляет собой иконографический тип Одигитрии, строгость которого несколько смягчена проявлением чувств Матери и Младенца: Богородица слегка наклонила голову к Сыну, а Христос протягивает к ее указующей де ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru