Материальная культура

Материалы о культуре » Русь до нашествия монголов » Материальная культура

Страница 3

Например, семилопастное височное кольцо так называемого вятичского типа. Корпус его, несомненно, литой, но орнамент на щитке нанесен таким образом, что образует ряд тонких углубленных линий, как бы врезанных в металл острым резцом.

Техника этого литья заключалась в том, что здесь применялась глиняная мягкая форма, точнейшим образом передававшая все детали обработки оригинала, с которого делали форму.

При помощи различных видов литья ювелиры изготовляли чрезвычайно много различных предметов украшения.

На второе место после литья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче и поддаются даже холодной ковке.

В куполах мы видим тонкую кованную серебрянную проволоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы серебро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для прикрепления подвесок и т.д.

Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен, браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и д.р.

Чеканка тонких металлических листов применялось край не редко только в очень простых формах точечного узора, идущего по краю подвески или ввиде нескольких вдавленных линий.

Иногда орнамент наносился резцом, имеющем форму маленького долото, поварачивая который с одного угла на другой мастер получал на поверхности металла зигзагообразную линию, резцом же гравировался и вырезался любой произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами орнамента, на которых мы видим и кружки, и линии, проведенные зубчатым колесом и зигзагами, и просто резьбу, и глубокий литой орнамент.

Затем после литья и ковки важным является производство проволоки.

В небольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и в быту.

Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и целый ряд других украшений.

Для изготовления медной или серебрянной тянутой проволоки был необходим так называемый калибр, или "волочило" - железная доска с рядом просверленных отверстий, которые делались коническими; каждое соседние отверстие имело диамер меньше, чем предыдущие.

Для волочения проволоки предварительно выковывали серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали в самое крупное отверстие волочила. Затем его проволачивали через меньший глазок, и так до тех пор, пока не получали проволоку требуемого диаметра.

Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось получить длиной до 150 см.

В целом ряде областей правобережья Днепра известны бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикреплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное название "минских", они часто встречаются в деревенских курганах дреговичей, древлян и волынян.

Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию, уводящюю нас в неолит. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло.

В раннее время судя по дактилоскопическим отпечаткам, изготовление глиняной посуды было женским делом. Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключительно о гончарах - мужчинах.

Для изготовления горшков использовалась глина, которую называли "скудель", "зьд" или "здень". Глина перед лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась водой, тщательно зарминалась.

Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым способом.

Глина раскатывлась на длинные валики, уплотнялась при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально, сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики сдавливались, швы между ними затирались и производилась окончательная отделка сосуда . Возможно, что плоское днище сосуда лепилось иногда отдельно.

Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так как в это время она уже сменилась гончарной. Предшественником гончарного круга была деревянная доска, на которой лепили горшок и которую можно было поворачивать для удобства обработки сосуда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Искусство Ямайки
В искусстве Ямайки влияние европейской, главным образом, английской, культуры сочетается с традициями африканских народов. От 17-18 веков сохранились одноэтажные каменные и кирпичные постройки, в основном в бывшей столице - Спаниш-Тауне. ...

Футуристические тенденции в искусстве перформанса
Мы живы острым и мгновенным, - Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово - то сюрприз. И. Северянин Конец прошлого ХIХ века, как и конец ХХ века был охвачен поисками нового искусства, объят духовными мета ...

Традиции русского гостеприимства
Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru