Как Вольтер стал «русским»

Материалы о культуре » Как Вольтер стал «русским»

Страница 2

Федор и Исаак Веселовские были полностью реабилитированы во всех своих правах только после прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны. Основой их новой карьеры в России стала близость братьев к Михаилу Илларионовичу Воронцову, родственнику русской императрицы, но, возможно, существовали и другие более прочные узы, связывавшие интересы семьи Шафи-ровых-Веселовских с Екатериной I и ее потомством. Иначе трудно объяснить, почему члены опального семейства за считанные месяцы после восхождения на престол Елизаветы Петровны были не только полностью прощены, но и стали выполнять конфиденциальные поручения русской императрицы. Исаак Павлович Веселовский в 1740-х гг. -тайный советник и член Коллегии иностранных дел. Его подпись стоит под всеми докладами Конференции Коллегии на высочайшее имя наравне с подписями канцлера А.П. Бестужева-Рюмина и вице-канцлера М.И. Воронцова. В 1742 г. он стал учителем русского языка племянника Елизаветы Петровны Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Федор Павлович Веселовский в 1743 г. получает титул церемониймейстера Императорского двора и на следующий год отвозит в Германию предложение о брачном контракте Петра Федоровича с принцессой Софией Фредерикой Августой Анхальт-Цербтской, будущей Екатериной II.

Абрам Веселовский выбрал себе другой путь. После скитаний по Европе он в начале 1740-х гг. поселился окончательно в Швейцарии, удачно женился на Мариане Фабри (1741) - дочери первого синдика Женевы и не захотел возвращаться на родину. К тому же он был в это время очень богатым человеком, о чем говорят многие известные сейчас факты. Оставшись в Женеве, А.П. Веселовский отнюдь не потерял интереса к России. Как писал известный историк XIX в. В. Строев: "Он продолжал оставаться тесно связанным со своей прежней родиной, живо интересовался всем, что ее касалось. В частности, он собирал коллекцию всех иностранных публикаций о России и даже у нас есть свидетельства о том, что он написал книгу, опровергавшую неблагожелательные суждения, которые иностранные писатели распространяли о характере славянской империи". В 1740-1770-х гг. Веселовский состоял в переписке с Воронцовыми, И.И. Шуваловым и со своими братьями, жившими в России, исполняя по существу роль неофициального русского резидента в Женеве.

Как мы уже писали, судьба семьи Веселовских была неразрывно связана с деятельностью той придворной партии, которая в разные десятилетия XVIII в. называлась то партией Шафирова, то курляндской партией, то партией Бирона, то голштинской партией. Интересы этого придворного движения всегда были связаны с созданием благожелательной исторической картины петровских реформ, и тут в поле зрения Петербургского двора всегда оказывался Вольтер - ловкий историк и выдающийся полемист и популяризатор.

Известно, что первое свое крупное историческое сочинение "Историю Карла XII" Вольтер написал по совету барона Фабрициуса, посланника Голштинского герцога, который был женат на старшей дочери Петра I Анне Петровне. Основные работы над "Историей Карла XII", выход книги в свет совпали с первыми годами жизни будущего Петра III. В 1734-1735 гг. герцог Голштинский неоднократно приглашал Вольтера поселиться в его замке в Киле, предлагая очень солидное вознаграждение. Вероятно, речь шла о том, что Вольтер должен был стать воспитателем будущего Петра III, а также официальным голштинским историографом: оба предложения находились в тесной связи, так как Петр III был внуком не только Петра Великого, но и Карла XII. Этот феномен голштинско-русской истории был достаточно хорошо изучен А.С. Мыльниковым, который написал, что с самого своего рождения у Петра III было только два пути в жизни: или стать королем Швеции, или императором России. В 1730-х гг., когда русский трон был по существу занят наследниками не Петра, а Ивана V, для Петра III был открыт путь только к шведской короне. И Вольтер должен был осветить этот путь.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Гуманизм
Гуманизм – так называлось движение в Западной Европе, освободившее личность и культуру от порабощения католической церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному иску ...

Культура Древней Греции
Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до сер. II в. до н.э. Ее также называют "античной", чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами гр ...

Этикет у шведов и арабов
Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. Египет является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, поэтому ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru