Теме "Вольтер и Россия" традиционно уделялось и уделяется большое внимание. Достаточно сказать, что недавно вышедший библиографический указатель "Вольтер в России" - это объемный том большого формата, включающий тысячи библиографических описаний. Однако до сих пор остаются вопросы, частично или полностью не решенные ни вольтероведами, ни историками XVIII в. Так, в работах о Вольтере практически ничего не говорится о его отношениях с одним из братьев Веселовских, Абрамом Павловичем (1683-1780), фигура которого на самом деле является очень важной для понимания всего женевского и фернейского периодов творчества французского просветителя. Именно А.П. Веселовский, петровский дипломат 1710-х гг., был верным другом и консультантом Вольтера в 50-70-х гг. XVIII в. по всем вопросам, касающимся России и ее истории. Семейный круг А.П. Веселовского долгие годы был кругом общения Вольтера: его старшая дочь Екатерина была с 1766 г. замужем за Филибертом Крамером, издателем основных произведений Вольтера.
Но обратимся к началу XVIII в., когда барон Петр Павлович Шафиров, русский вице-канцлер, присутствовал в Париже на одной из первых постановок трагедии Вольтера "Эдип". Издание "Эдипа" из библиотеки Шафирова сохранилось до настоящего времени в Библиотеке Российской Академии наук в Петербурге. Это был, по существу, первый эпизод знакомства русского Двора с творчеством Вольтера. Петр Павлович Шафиров, как известно, был двоюродным дядей братьев Веселовских, он заботился об их воспитании и обучении, он, а также князь Меншиков, опекали молодых людей, и когда они достигли зрелого возраста, нашли им очень важные должности в русской коллегии иностранных дел. В 1715 г. старший из братьев Веселовских, Абрам, был назначен резидентом русского царя в Вене, Исаак Павлович Веселовский служил секретарем при русском после в Англии и Голландии князе Куракине, Федор Павлович был русским резидентом в Лондоне.
Конечно, такого головокружительного успеха эта семья не могла бы достичь без особого покровительства к ним как самого императора, так и его супруги, будущей императрицы Екатерины I. По мнению современного исследователя Филиппа Евреинова, к 1718 г. при дворе Петра I сплотилась вполне определенная группа новой русской знати, обладавшая не только большими материальными ресурсами, добытыми как легально, так и путем присвоения казенных денег, но и собственной идеологией. В частности, именно Петр Шафиров был одним из инициаторов политического и династического сближения русского и французского дворов. Именно он вел переговоры в Париже о выдаче замуж дочери Петра Великого Елизаветы за какого-либо французского принца, он же стремился добиться посредничества Франции в польско-русских делах.
Однако гром над сплоченным семейством грянул неожиданно: в 1717 г. во время своего второго путешествия в Амстердам Петр I получил два доноса о том, что Меншиков, Шафиров, властитель Сибири князь Гагарин и несколько других его подданных имели огромные богатства в амстердамских и лондонских банках, богатства, укрытые от казны. Следствием, начавшимся сразу же, было установлен круг виновных, совпавший с ближайшим окружением Меншикова. Один из эпизодов этой истории - задержание в Данциге в 1720 г. при попытке бегства из России Якова Веселовского, секретаря Меншикова, имевшего при себе ценных бумаг (ассигнаций) на 400 тыс. рублей. Судя по всему, другие братья Веселовские были не меньшими, а возможно, еще большими держателями "черных денег". В 1719 г. Петр приказал вернуться в Россию Абраму Веселовскому, но тот отказался выполнить повеление монарха и сбежал сначала в гессен-кассельские владения, а потом в Англию, где его брат Федор все еще исполнял обязанности посланника. Узнав об этом обстоятельстве, Петр потребовал возвращения уже Федора Веселовского в Россию, но и он отказался, мотивируя отказ тем, что не хочет отвечать за поступки своего брата.
Статьи по теме:
Сущность и социальная роль искусства
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возника ...
Культурология - продукт современной культуры
Было бы странно считать, что проблемы культуры не исследовались наукой, пока не было произнесено слово "культурология". Шаманизм в этнографии, рыцарство в истории, влияние Байрона и Пушкина в литературоведении, конфликт "жи ...
Традиции русского гостеприимства
Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, ...